КОНТЕКСТ
Закон «О справедливости в отношении не получивших компенсации выживших в Холокосте» — Justice for Uncompensated Survivors Today (Just Act) — был инициирован в Сенате и Конгрессе представителями обеих партий и в конечном итоге 26 апреля принят единогласно, что бывает крайне редко. Президент Дональд Трамп подписал его 9 мая этого года.
Закон обязывает Госдепартамент докладывать Конгрессу о продвижении процесса восстановления в правах или компенсации владельцам имущества или денежных накоплений, «незаконно изъятых посредством конфискации, экспроприации, национализации, вынужденной продажи или передачи под давлением во время Холокоста или в период коммунистического правления». Закон распространяется не только на имущество или средства частных лиц, но и религиозных и иных общин, и обязывает Госдепартамент учитывать и судьбу выморочной собственности — т.е. такой, для которой не осталось претендентов на наследство — и используется ли она или положенная за нее компенсация для помощи нуждающимся лицам, пережившим Холокост, на поддержку просвещения по вопросам Холокоста и другие подобные цели. Под действие закона подпадают несколько десятков стран, в 2009 году подписавших Терезинскую декларацию с обязательствами «приложить все усилия» для решения вопросов реституции или компенсаций. Латвия входит в число 46 государств, подписавших документ.
«Это гинекология, это помощь роженицам. Здесь была школа медсестер, здесь были разные учреждения, связанные с уходом за детьми. Так называемая молочная кухня. И что очень важно — оказывалась помощь людям любой национальности. В 1930 году, когда больница въехала сюда — половина пациентов были не евреи».
Ворота этого дома теперь открывают совсем редко. В годы Второй мировой тут располагался немецкий военный госпиталь, в советские годы — поликлиника. В 90-е были попытки открыть филиал больницы «Бикур Холим». Но уже 15 лет здание заброшено... Пережив столько эпох и режимов, дом может не пережить разрухи — и не исключено, что его придется сносить. Это один из пяти объектов, которые в начале 2016 года, после принятия закона о реституции, были переданы Совету еврейских общин. Но на этом — всё. Несмотря на то, что в списках совета числится еще 270 объектов недвижимости, которые в ХХ веке были отняты у различных еврейских организаций. И многие из них в похожем состоянии.
Одно из зданий в списке тех, на которые могут претендовать еврейские организации — в Риге на ул. Пернавас, 70. О том, что оно числится в списке, государству было известно и в 2012 году, когда Агентство приватизации продало его с аукциона за 452 тысячи — тогда еще латов. Сейчас оно вновь продается, уже за 900 тысяч евро. Три года назад летом на чердаке случился пожар, выгорела часть кровли.
Комментируя американскую законодательную инициативу, глава фонда реституции еврейских общин Дмитрий Крупников пояснил:
«От Латвии не требуется чрезмерных усилий. Есть вопрос Литвы. Они собрались и решили. Они договорились о сумме возмещения. Поскольку, как и в Латвии, многие из этих зданий кем-то используются».
Именно такие страны, которые не спешат возвращать собственность жертвам Холокоста — будут раз год появляться в чёрном списке госдепартамента США. И хотя никаких прямых санкций не последует — порицание со главных союзников Латвии по НАТО практически обеспечено.
— Вы как-то общаетесь с парламентом? Зовут ли вас на комиссии? — Никаких действий не происходит. Я думаю, что до выборов следующего года ничего не поменяется.
КОНТЕКСТ
Как сообщили в МИД Латвии Русскому вещанию LTV7, после восстановления независимости Латвия обеспечила правовую основу для возврата частной собственности, национализированной и отчужденной в годы оккупации, ее законным собственникам либо их наследникам. Законодательство Латвии в этой сфере одно из самых либеральных в Европе. В рамках существующего законодательства процесс реституции завершен.
Кроме того, на имя различных еврейских общин (объединений) и религиозных организаций на территории ЛР записано в целом 36 объектов недвижимости. В дополнение к этому в 2016 году Сейм принял закон о передаче еще 6 объектов еврейской общине. В Сейме действующего созыва не предусмотрено обсуждение вопросов реституции.
У правительства Латвии налажен отличный диалог с еврейской общиной, и ей оказывается поддержка в сфере культуры, религии и образования. Большое внимание уделяется исследованию Холокоста, сохранению памяти и просвещению.
«Это в большой степени была игра внутри правительства, чтобы этот вопрос заморозить. 5 зданий — не решают вопрос реституции. Конечно в денежном выражении это большие суммы. Миллионы, которые должны будут быть выплачены в случае, если будет достигнуто соглашение о компенсации, а не о физической передаче имущества», — говорит депутат Сергей Потапкин, член комиссии Сейма по иностранным делам.
Депутат Сейма Александр Кирштейнс принадлежит к Национальному объединению, которое последовательно и упорно противится реституции. Он объяснил позицию партии:
«Это дискриминирующий закон! Есть целый ряд организаций и предприятий, которые ни цента компенсаций не получили. К тому же имущество можно отдать только законному владельцу. В Литве довоенная организация евреев была централизованной. В Латвии же они были враждебными друг другу. Получается, что мы отдаем дома чужим людям. Большинство членов общины приехали сюда из Советского Союза.
Получается курьез — имущество отняли у представителей консервативного иудаизма — они были антикоммунистами. И сейчас это имущество мы передадим бывшим коммунистам?»
В Национальном объединении не исключают, что после выборов процесс реституции может продолжиться. Но только в том случае, если организация, претендующая на компенсацию, докажет, что действовала в послевоенные годы непрерывно. А возможное попадание Латвии в черный список Госдепа называют маловероятным. США должны понять особенности местного законодательства, говорят националы.
МИД Латвии (см. врезку) подтвердил Русскому вещанию LTV7, что 12-й Сейм однозначно не собирается обсуждать тему реституции снова.
Вопрос о возврате еврейской собственности муссируется латвийскими политиками уже долгие годы. Законопроект 2015 года о возвращении пяти объектов, по сути, был приурочен к визиту главы МИД Эдгара Ринкевича («Единство») в США. Именно в Соединенных Штатах активнее всего лоббируется решение проблемы реституции в положительном ключе.
Во время своих визитов в Латвию тему реституции поднимали и специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Холокоста Дуглас Дэвидсон, и госсекретарь США Хиллари Клинтон. В 2012 году тогдашний министр юстиции Гайдис Берзиньш наотрез отказался обсуждать возможность возврата недвижимости еврейских организаций, что стоило ему занимаемого поста.
Тему реституции в начале прошлого года в Риге обсуждала делегация AJC — ведущей американской еврейской организации, встречавшаяся в том числе и с высшими должностными лицами государства, а также послом США в Латвии.
Впервые вопрос реституции довоенной собственности еврейских общин поступил на рассмотрение Сейма при правительстве Айгара Калвитиса, в середине 2000-х. Тогдашний законопроект, подготовленный под влиянием США, предусматривал безвозмездную передачу еврейской общине 14 объектов недвижимости. Кроме того, он предполагал выплату почти 32 млн латов (около 45 млн евро) за 285 других некогда принадлежавших евреям объектов. Сейм законопроект торпедировал. Следующий этап активизации вопроса о реституции начался вскоре после визита президента Андриса Берзиньша в США осенью 2014 года.