«Сейчас люди более или менее поверили и выразили это желание, они хотят вернуться. Этим летом были люди, которые приехали, и те, кто заинтересовался, довольно много — они говорят: мы на будущий год это сделаем, будущей весной-летом», — поделилась специалист.
Пока приехала 21 семья, и еще 24 взвешивают возможность вернуться в 2019-м.
Однако задача координатора не просто убедить реэмигрироваться — в конце концов, это личное дело и решение каждого, — но важно также помочь тем, кто приезжает, чтобы они не растерялись от обыденных ситуаций, от требований законов, от бюрократии.
«Это довольно трудный вопрос. Потому что, например, есть вопрос с Дирекцией безопасности дорожного движения: чтобы восстановить права или получить их заново, тебе нужно обязательно не менее полугода уже прожить в Латвии.
Была ситуация: человек вернулся в марте, вот ей эти права водительские менять пора — а шести месяцев еще не прошло. А они в деревне живут, матери детей в школу возить надо».
«Бюрократические джунгли» и отношение чиновников — одна из главных проблем, с которыми сталкиваются возвращающиеся. Ия Гроза сама столкнулась с сухими ответами должностных лиц, только цитирующих нормативные акты.
«И еще они, новоприбывшие, не верят, по прошлому опыту, предпринимателям, всем им не верят — их честности. Важны сегодня не просто возможности работы, но и рабочая среда, то, как относятся к работнику, и этому всему в целом нам тоже еще учиться и учиться», — считает Гроза.
Вопросов у реэмигрантов обычно много — нередко они уехали десять лет назад или больше, и многие продолжают жить с тем багажом информации о Латвии, с каким уезжали. А жизнь в стране сильно изменилась. Парадоксально, но в век Интернета не хватает актуальной информации, отмечает координатор:
«Это так, и в действительности мы не можем найти решения для этого. И у нас был разговор — вот эти все организации диаспоры, различные объединения, объединения латышей, они сами изучили, что охватывают всего 11% — а где все остальные?
Если этот проект продолжится в будущем году, тогда, например, эти коллективы народной самодеятельности, которые очень активизировались за рубежом — вот им тогда можно передавать эту информацию, чтобы люди знали, какие возможности им предоставляются».
В том, что проект координации реэмиграции (он реализуется как пилотный под эгидой Министерства по охране окружающей среды и региональному развитию) нужно продолжать, у Ии Грозы сомнений нет:
«Это — наши люди, и это было бы целесообразно и целенаправленно. И более или менее люди поверили, несмотря на весь сопровождающий негатив».
Министерство, со своей стороны, информирует, что в соответствии с законом о диаспоре поддержка реэмиграции должны выделяться и впредь, в связи с чем подано соответствующее предложение к госбюджету на 2019 год. Только утверждать бюджет — это будет уже задача нового правительства, которого до сих пор, спустя два месяца после выборов Сейма, нет.