«Несмотря на то, что для пациентов создан «зеленый коридор», на практике консультации специалиста приходится дожидаться неделями. А для больных раком время имеет цену жизни. В региональных больницах сейчас работают специалисты, сосчитать которых можно по пальцам одной руки. И многие пациенты из дальних краев, чтобы получить консультацию или терапию, каждый раз вынуждены мерить долгий путь в Ригу.
Нам следовало бы двигаться к модели, когда назначенную пациентам медикаментозную. Терапию возможно получать по возможности ближе к месту жительства у специалиста первичной помощи. Есть также возможность развивать при крупнейших больницах бесплатные гостиничные услуги для пациентов из более удаленных мест», — считает Скриде.
Еще важнее — проблема нехватки медсестер в онкологических лечебных учреждениях. Причина — критически низкие зарплаты.
«Нужно честно признать, что именно нехватка человеческих ресурсов — в основе того, что пропускная способность стационаров недостаточна, и они не в состоянии оперативно обслужить поток пациентов. Чем поможет дорогая аппаратура и современные лекарства, если нет того, кто обслуживает? Именно ресурсы медиков — вот на что в первую очередь нужно обратить внимание», — подчеркивает Скриде.
Минздрав, кроме того, должен устроить ревизию лекарств от онкозаболеваний, сообщает русское вещание LTV7. Лекарства, стоимость которых государство в Латвии компенсирует онкобольным, существенно уступают тем, что используются во многих странах Европы. Они не инновативны. Комиссия постановила, что эффективность медикаментов необходимо проверить. Возможно, включить в список более новые и действенные препараты, а менее эффективные — вычеркнуть.
Заведующая отделением амбулаторно-дневной больницы Латвийского онкологического диспансера Ивета Кудаба сказала, что Латвия действительно отстает в химиотерапии:
«Прошлый год наконец стал сдвигом с мёртвой точки. Список пополнился новыми медикаментами. Пациент от этого получил много — но мы всё равно продолжаем отставать. Те медикаменты, которые добавляют в список, уже всё равно не инновативные. Конечно, дело в деньгах! И проблема номер один для пациентов — они не могут получить терапию европейского уровня».
Оценку списка медикаментов в феврале и марте будут проводить представители и эксперты Министерства здравоохранения. В этом году на медикаменты для онкобольных, которые компенсирует государство, выделено 30,7 млн евро. В прошлом году было на два миллиона больше. Однако не все средства были потрачены.
Депутаты на заседании после дискуссии и участием представителей пациентских организаций пришли к выводу, что необходимы улучшения по целому ряду направлений: в коммуникации медиков с пациентами и их близкими, в химиотерапии (где требуется системный подход — с финансированием более современных дорогих препаратов и включением их в список компенсируемых государством), в паллиативном уходе за онкобольными — для безнадежно больных нужна система ухода, и с решениями по этой части должна выступить исполнительная власть, считает комиссия.