В преддверии пятидневного благотворительного радиомарафона «Дай пять!», в ходе которого в этом году будут собирать средства как раз для поддержки таких семей, как Майина, женщина рассказала, что именно перед праздниками общество активнее готово помогать сиротам – но дело в том, что помощь воспитанникам детдомов нужна каждый день. И лучшей помощью было бы, если бы каждая семья взяла на воспитание хотя бы одного оставшегося без родителей ребенка.
Майя – по закону опекунша мальчика, которому сейчас 4,5 года. Усыновление не оформляли, но как только ребенок будет юридически свободен – сделают это. Приемного сына в семье любят как родного. Мальчика взяли к себе благодаря семейному центру Zvannieki – оттуда позвонили и сообщили, что есть такой ребенок, и ему нужна семья.
«Сколько себя помню, я всегда знала, что хочу своих детей, и еще принять какого-то ребенка в семью. Конечно мой муж знал об этом, мои дети это знали – и время от времени спрашивали, когда же у нас будет еще один ребеночек. Со Zvannieki я навела контакты даже толком не помню как. Я искала в Интернете, как я могу помочь какому-нибудь ребенку. И опекунство, про которое мне всё в Zvannieki разъяснили, оказалось логичным шагом», - поделилась Майя.
Однако процесс получения статуса опекуна был очень долгим и трудным. Никто не радовался – как хорошо, что вы приняли это решение, вспоминает она. Ей просто месяцами не присваивали статус. Лишь когда появился конкретный мальчик, возражать чиновникам уже было нечего. «И тогда я стала оформлять бумаги на этого конкретного ребенка», - сказала Майя.
Ее приемный сынишка до того успел побывать в разных местах: месяц в детдоме, потом во временной приемной семье. В первой семье от него отказались – малыш плохо спал по ночам, много ел, был слишком подвижным. Тогда в Zvannieki подключились к поискам новых родителей и так вышли на Майю.
«Ему давали успокоительное, такие таблетки сильные. И тогда мне социальная работница сказала: когда она ездила его проведать, ребенок с разбегу в стену влетал, потому что был одурманен ими. Мне те лекарства тоже дали с собой, но я сказала: нет, я ему их давать не стану. Он действительно кричал по ночам, вначале очень сильно, и крики эти были разными. Один тип крика, когда видно, что ему физически больно, и другой – когда это были эмоции».
Майя говорит, что, конечно, потребовалось много времени на привыкание сына к новой обстановке, новым родным. «Я ему рассказала, что он родился у другой мамы, и она не могла и не умела о нем позаботиться, поэтому мы его очень, очень ждали. Он наш сыночек, наш братик. Он всё это обдумал и говорит: я родился у другой тети в животе? Я говорю, да. Тогда он спрашивает: ты не отдашь меня другой тете? Нет, говорю, не отдам».
Мальчишка действительно оказался подвижным, живым как ртуть. Но опытные наставники из Zvannieki сказали Майе: радуйтесь, что он, находясь там, где был раньше, не стал апатичным. Мать отмечает, что поначалу малыш не плакал. Совсем. У него словно закаменело всё внутри. Дети тоже с удивлением до сих пор вспоминают, что братик не плакал. Только теперь, через два с половиной года, ребенок стал выдавать нормальные эмоциональные реакции:
«Мне в Zvannieki сказали: если ты берешь годовалого – нужен будет год, пока это выровняется. Если берешь десятилетнего – потребуется десять лет. Так и есть. Мы двухлетнего взяли, и вот еще два года прошло. Чудесный, фантастический, милый мальчишка! И настолько же наш, как трое других детей».
Латвийские семьи могут помочь множеству оставшихся без родительской заботы ребят, говорит она:
«Всем мы помочь никогда не сможем – но одному, если все возьмемся, и каждый поможет хоть одному... Я уверена, в Латвии много семей, которые могли бы помочь. Я абсолютно уверена.
Я не знаю, чего многие боятся. Боятся – но я не знаю, чего. Но жить с этой мыслью, и она тебе покоя не дает, и конечно, жаль – но им-то что с того, что нам жаль? Мне жаль, что им трудно. Вот придет Рождество, когда кто-то вспомнит и поможет. Это, знаете, как мне тогда в Zvannieki сказали: вы одному конкретному ребеночку можете помочь – станьте его опекуном».
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, теме обретения семьи каждым латвийским ребенком, оставшимся без родителей, посвящен в этом году традиционный благотворительный марафон «Дай пять!» - стеклянная студия радио Pieci.lv появится на рождественском базарчике на Домской площади, в Старой Риге. В течение недели ведущие марафона будут жить в студии, принимать звонки слушателей и пожертвования, а также беседовать с гостями.
Собранные средства будут целиком направлены на поддержку потенциальных приемных родителей - на программу от Ziеdot.lv «Плечо». Потому что без ободрения и поддержки многие семьи, которые могли бы стать счастливыми приемными родителями воспитанникам, так и не решаются на это – из-за неинформированности, бюрократии и неосведомленности. Им помогут оформить документы, узнать, где проходит обучение, будут консультации, с ними будут работать психологи. Так многим еще сомневающимся, но морально готовым воспитывать сирот людям облегчат путь к приемному родительству.