По данным Международной ассоциации инновационных фармацевтических фирм (SIFFA, добровольное объединение представителей крупных предприятий, работающих на латвийском рынке, в данный момент там 19 членов), в Латвии — по сравнению с другими странами Балтии — самая маленькая поддержка при покупке компенсируемых лекарств. Данные свидетельствуют, что в Литве бюджет на покупку компенсируемых лекарств — более 451 млн евро, в Латвии же — чуть более 162,5 млн.
В Латвии также этот бюджет увеличивается медленнее всего, рост — чуть более 1%. Глава SIFFA Валтер Болевицс нынешнюю ситуацию называет критической. Она сложилась, потому что долгое время не было целенаправленных финансовых вложений в увеличение бюджета на компенсируемые лекарства — как это делают соседи.
«Надо сказать, что мы каждый год отстаем все больше и больше. И страны Балтии — совершенно никакие не лидеры в Европейском союза. Страны Балтии все отстают от средних показателей Европейского союза, но, конечно, Литва и Эстония значительно большими шагами приближаются к средним показателям ЕС, тогда как мы стоим на месте», — говорит Болевицс.
Ольга Валциня, основатель организации пациентов с меланомой Soli priekšā melanomai, признает: в Латвии — худшая доступность компенсируемых лекарств. И для онкологических пациентов, и для больных с другими диагнозами. Она призвала за расчётными таблицами и бюджетами признать: недоступность инновационных препаратов стоит людям жизни.
«Если с инновационным препаратом пациент, который, как предполагают, проживет шесть месяцев, может прожить пять лет, и, возможно, еще пять, десять или двадцать лет, потому что у него нет рака. Есть разница между паллиативной помощью и полноценной жизнью, работой и планированием детей, разве нет? Это огромная разница», — подчеркнула Валциня.
Гунита Берке, глава поддерживающей онкобольных организации Dzīvības koks, также говорит: не хватает компенсируемых медикаментов — особенно инновационных.
«Это не значит, что онкологию у нас не лечат, но это значит, что не всегда доступно то, что было бы необходимо, самым важным для качества жизни пациента. Потому что, если сейчас в Европе в целом говорят о том, что рак с метастазами — хроническая болезнь, с которой человек может жить десятки лет, то у нас в Латвии, к сожалению, очень часто просто нет соответствующей терапии, чтобы было так — и чтобы была качественная жизнь», — говорит Берке.
Проблема получить компенсируемые лекарства — не только у больных раком, на также у пациентов с заболеваниями сердца и сосудов, а также другими диагнозами.
Болевицс поясняет: чтобы достичь среднего в Балтии показателя бюджета на компенсируемые лекарства в пересчете на жителя (хотя это также не удовлетворяет потребности всех пациентов), Латвии нужно увеличить вложения примерно на 80 евро. Однако сейчас увеличение — значительно меньше.
Валциня также считает: хороших результатов можно достичь, только если бюджет на компенсируемые лекарства будет расти быстро, а не по чуть-чуть.
«Если мы в этом году вложим небольшую сумму, например, 10, 15 или 20 млн евро в онкологию, мы ничего не добьемся. Мы только не отстанем еще больше. Но это правда — мы существенно отстаем от Литвы и Эстонии и по общей сумме, и в пересчете на жителей. В более чем два раза, если говорим о сумме на компенсируемые лекарства на человека, мы отстаем от Литвы. И чуть менее, чем в два, но близко к двум — от Эстонии. Это чрезвычайно много. Нам надо сделать рывок, чтобы мы вышли хотя бы на средний уровень в странах Балтии», — считает Валциня.
Latvijas Radio по поводу бюджета на компенсируемые медикаменты, а также по поводу возможности его увеличить обратилось в Министерство здравоохранения. Однако в течение рабочего дня там никто не смог этот вопрос прояснить и прокомментировать.
В Латвии пациентские взносы — в том числе за компенсируемые медикаменты — одни из самых высоких в ЕС. На это не раз указывали Еврокомиссия и Организация экономического сотрудничества и развития. Пациентские организации призывают политиков решить проблему.
По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, в Латвии личные траты пациентов на медицинское обслуживание составляют в среднем 4% расходов домохозяйств. Для сравнения — в Европейском союзе этот показатель почти в два раза ниже.
Rus.lsm.lv уже сообщал, что с апреля 2020-го в Латвии начала действовать новая система компенсируемых лекарств, согласно которой доктора указывают действующее вещество, а не название препарата. В марте, когда рецепты выписывали еще по-старому, действующее вещество указывали только в 16% случаев, а после — 90%.