Дамбиня признала, что после периода вынужденной изоляции специалисты надеялись — возвращение в прежнюю жизнь улучшит психологическое состояние латвийских подростков. Однако этого не произошло, помощь нужна гораздо большему числу детей, чем год назад, ситуацию усугубляют тревожные политические и экономические новости.
«Ребенок живет в семье, чувствует волнение родителей. Мы всегда говорим взрослым — нужно разговаривать, не молчать, хотя часть родителей думает, что таким образом защищает. Лучше откровенно беседовать, пояснять позицию семьи и спрашивать — как ты себя чувствуешь? Обязательно спрашивать!».
Специалисты считают, что некоторые родители сочтут необходимым подготовить ребенка к экономическим трудностям грядущей осенью. Дамбиня повторилась – и в этом случае необходимо беседовать, «не притворяться, что ничего не происходит».
Анализируя свою работу, гость студии отметила, что число запросов о психологической о помощи не снижается: «Проблемы не решаются солнцем и летом, хотя мы, как специалисты, надеялись, что каникулы придадут сил нашим детям».
Каждый третий из обращающихся в ресурсный центр нуждается в помощи психиатра. По словам Дамбини, подростки зачастую сами обращаются в центр. Подростковый ресурсный центр за полтора года открыл филиалы во многих районах Латвии, число сотрудников выросло вчетверо — но очереди к специалистам до сих пор длинные.
Как сообщал Rus.LSM.lv, во время последней волны пандемии Covid-19 на телефон доверия для детей и подростков — 116111 — поступало много звонков от страдающих на «удаленке» и без друзей школьников; дети жаловались на одиночество, тягу к автоагрессии и мысли о суициде, рассказывали о сложных отношениях в семье. Но и сами родители стали звонить на «детский» номер, чтобы лучше разобраться, как их подготовить то к удаленной, то к очной учебе, а также — за советом, как совладать с собственным гневом и агрессией.