«За» декриминализацию высказалась Рита Кузнецова, нарколог и психиатр. Об этом начали говорить, потому что ни родители, ни учреждения не знают, куда отправить молодежь на лечение, заметила она.
В Латвии до сих пор нет нормального лечения, которое было бы удобным для молодых людей. Когда речь идет о наркомании, общество боится, потому что не знает, как действовать, сказала она.
Эту позицию поддержал и Эдийс Клайшис, руководитель творческого молодежного центра OPEN. Сейчас нет телефона, по которому можно было бы позвонить и обратиться за помощью в случае, если молодой человек осознает свою проблему, отметил он.
Против декриминализации высказалась Юлия Степаненко, экс-депутат Сейма, юрист и лидер партии «Суверенная власть». По ее мнению, мотивация сотрудников полиции направлена не в ту сторону: «Политическое руководство нашей полиции не занимается вопросами, которыми нужно заниматься, а ловит бабушек и слушает “Катюшу”».
Нужно подходить к проблеме комплексно и работать над защитой правопорядка, считает Степаненко. Она убеждена, что уже сейчас закон отвечает всем требованиям — в нем есть норма об освобождении от ответственности за приобретение и хранение наркотиков при выполнении некоторых условий. При желании список оснований можно еще расширить. Например, случаями добровольного обращения за помощью.
«Менять закон только из-за того, что его кто-то не понимает — неправильный путь», — считает она.
Нарколог Рита Кузнецова, в свою очередь, считает, что
употребление наркотиков среди молодежи в данный момент находится на грани эпидемии. И при этом молодежь боится получить наказание, а это удерживает от принятия решения об обращении за помощью.
«Я уже говорила о том, что у нас проблема с наркотиками. Пока ничего не случалось, даже меня, как врача, слушали мало. Уже давно нужно было бить тревогу, потому что это наши дети,
— сказала Кузнецова.
Мы добились, что на эту тему начали говорить. То, что есть люди, которые против — это нормально.
Решение о декриминализации положительно повлияет на ситуацию — молодые люди будут чаще обращаться за помощью, считает Клайшис.
Одновременно, по его мнению, следует ужесточить уголовную ответственность за распространение наркотиков. Степаненко согласилась с этим мнением. Однако она убеждена, что более строгое наказание не будет иметь никакого смысла, если распространителей не будут ловить.