В целом суть социального предпринимательства в том, что в отличие от обычного бизнеса его цель не в распределении дивидендов, а в решении некой социальной проблемы (например, трудоустройства инвалидов)— с помощью дохода, который он зарабатывает.
В Латвии уже три года действует закон о социальном предпринимательстве, в нем предусмотрены определенные инструменты поддержки (в основном — небольшие налоговые льготы). Но, как отмечает Имант Липскис, до сих пор главным бонусом была программа грантов — ее администрирует государственное финансовое учреждение Altum, выдавая под конкретные бизнес-проекты не требующие возврата суммы. Всего за эти три года он поддержал 129 проектов на сумму 8,4 млн евро.
«Сейчас программа подходит к концу и финансирование для нее тоже. Но мы нашли возможность дополнительно выделить около 3 млн евро, чтобы ее продолжить. Так что хорошая новость в том, что для социальных предприятий эта программа грантов будет и в 2022 году», — сказал чиновник Латвийскому радио 4.
По его словам, Министерство благосостояние весной следующего года подготовит обзор о социальном предпринимательстве в Латвии, а также предложит правительству расширить поддержку для этого вида деятельности. В частности он упомянул возможность компенсировать таким предприятиям некую часть расходов, связанные с вовлечением определенных целевых групп на рынок труда — чтобы у предприятий было больше мотивации нанимать людей, которым иначе найти работу трудно.
«Будем предлагать правительству еще дополнительные решения – это намечается на весну следующего года», — пообещал И. Липскис.
Всего же в Латвии сейчас зарегистрированы 193 социальных предприятий, и это в целом вполне соответствует ожиданиям: по словам чиновника, когда вступал в силу регулирующих их деятельность закон, были прогнозы, что через три года (то есть сейчас) их будет 200.
«Но надо сказать, что у нас каждый месяц проходят заседания комиссии по социальному предпринимательству, где мы рассматриваем новые заявки. То есть каждый месяц у нас есть новые заявки. Так что интерес есть», — заключил он.
Первые социальные предприятия в Латвии официально появились летом 2018 года. И как утверждает глава Ассоциации социального предпринимательства Регита Зейля, в развитии этого вида деятельности Латвия опережает остальные страны Балтии.