Дети — это не товар — депутат о моратории на усыновление «за границу»

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Поскольку некоторые ведомства обходили правила закона об усыновлении, депутаты Комиссии по общественным делам предложили ввести временный мораторий на передачу детей для адопции за границу — предполагается, что он будет действовать, пока в силу не вступят новые нормы. И они, возможно, сделают запрет постоянным — и исключения, если будут, станут очень редки, заявил депутат комиссии Андрей Юдин.

Андрей Юдин
00:00 / 00:00
Скачать

«Очень простое объяснение: мы получили письмо от омбудсмена, и что в нем было написано. Наши ведомства изобрели такую схему, чтобы обойти закон и чтобы передача на усыновление и удочерение за границу была возможна. Нельзя отправлять за границу, если ребенок находится в приемной семье — так что некоторые стали делать. Ребенка изымали из приемной семьи, отправляли детский дом. А когда он попадает в детский дом, значит, можно отправлять на усыновление. Значит, фактически действующее регулирование позволяет обходить закон, и это ненормальная ситуация. Понятно, что все у нас говорят о защите интересов ребенка, но давайте вспомним, пожалуйста, что мы говорим о гражданах нашей страны, и почему-то полагаем, что интересы ребенка означают его передачу за границу. Я думаю, лет 30 назад это можно было объяснить тем, что молодая страна не способна позаботиться о детях. В настоящий момент нам нужно все-таки решать проблемы на месте, а не стараться, скажем так, уклониться от ответственности. Если у нас есть дети, которым нужна особая забота, давайте создавать условия здесь.

Что мы решили. Мы не запретили адопцию за границу. Мы решили, что раз такие случаи имеют место, мы должны принять решение о моратории, то есть приостановить процессы. Омбудсмен приходит и говорит, что есть такая ситуация. Мы можем ответить: «А дайте нам статистику, а сколько таких случаев». Мы получили сигнал и решили действовать оперативно. И первое действие — приостанавливаем процесс, разбираемся, и второе — принимаем решение. Окончательное решение.

Я смотрю практически. С одной стороны, кажется, если есть какая-то ситуация, стоит лучше оставить такую возможность. Но в реальной ситуации я вижу: у нас в законе написано — нельзя делать. Но придумают схему, придумывают, что надо немного отправить пожить в детский дом, и возможность появляется. Сегодня у меня нет никаких фактов. Но когда я слышу, что кто-то говорит о том, что диагнозы тоже могут не соответствовать медицинские... Я вижу, что есть страны, где есть спрос на детей, есть желающие их усыновлять. Многие наверняка делают это из чистых побуждений, стараясь помочь детям, и это все должно приветствоваться. Но я думаю, что Латвия — это взрослая страна, которая должна брать на себя ответственность за тех людей, которые живут в ней. Мы совсем недавно переживали столько эмоций по поводу гражданки Латвии, которая оказалась в тюрьме в Дании. А почему мы так спокойно воспринимаем ситуацию, когда ребенок, гражданин Латвии нуждается в помощи, а мы говорим — давайте мы его отдадим за границу, там о нем позаботятся лучше.

Я не думаю, что категорически нужно запретить. Но если будет такая возможность сохранена, она должна быть не такой, как сейчас... Если есть особый случай, правительство могло бы решить: да, мы разрешаем. Но это надо решать на более высоком уровне. А сейчас это уровень самоуправлений, фактически, сиротские суды», — указал Юдин.

Он прокомментировал и усыновление тяжелобольных детей, которым в Латвии помочь не могут. «Это может быть тем самым исключением. Это, возможно, тот самый случай, когда мы видим, что в Латвии мы не можем ничего сделать. Но сейчас получается ситуация такой. На этого ребенка, извините, как на товар смотрят: спроса нет, тогда мы передаем. Но дети это не товар, а у нас, к сожалению, это происходит — «если здесь никому не нужен, так отправим за границу, пусть заботятся там».

Сегодня прозвучала интересная точка зрения. Можно спорить, конечно, но просто хочу озвучить: мы предполагаем, и, наверное, правильно — лучше всего, если ребенок будет в семье. Но, может быть, это не единственная форма? Может быть, есть другие формы заботы, которые тоже будут эффективны? А у нас получается как — или семья, или, предполагаем мы, лучше за границу отправить. Отправляя за границу, мы передаем ответственность туда, мы больше не контролируем ситуацию. А это все-таки дети, которые родились в этой стране, которые нуждаются в защите Латвии.

Вопрос спорный. Я думаю, мы еще долго будем дискутировать. Пока ясно одно: процесс нужно приостановить, чтобы действительно получить дополнительную информацию», — добавил он.

Парламентская комиссия по правам человека предварительно договорилась полностью запретить людям, живущим за границей, усыновлять детей, сообщает Latvijas Radio. 

С 2016 года число детей, живущих в детских домах, сократилось более чем на 500, рассказала в интервью Латвийскому телевидению министр благосостояния Рамона Петравича («Кому принадлежит страна»). 

На начало января 2020-го в государственных и муниципальных учреждениях проживало 705 детей, тогда как в 2016 году их было 1216.

Нынешнее законодательство серьезно ограничивает возможность адопции для иностранных граждан, однако на практике закон не работает, считает руководитель Отдела по защите прав детей Бюро омбудсмена Лайла Гравере. Об этом сообщает Латвийское радио-4.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное