Эта концепция уже доказала свою эффективность за рубежом, и теперь пилотный проект открыт и в Латвии. В интересах безопасности детей местоположение «Дома ребенка» не разглашают, и снимать его нельзя. Руководитель «Дома ребенка» Лаура Лединя рассказала, как всё устроено:
«У нас есть комната для допроса, где ребенок беседует со специально обученным психологом. Там две видеокамеры, запись разговора передается в другую комнату на другом этаже, где за процессом наблюдают специалисты и следователь. Также есть два кабинета психотерапии, где дети могут получить услуги реабилитации. Есть и комната ожидания, и кухня. Так как мы — «Дом ребенка», мы называем эти помещения комнатами».
В Доме вместе будут работать специалисты из разных служб, чтобы оказать помощь скоординированно и своевременно. А также чтобы повторно не навредить ребенку, заставляя его вспоминать и рассказывать одну и ту же болезненную историю несколько раз.
В Министерстве благосостояния надеются, что теперь преступления против детей будут расследоваться быстрее и эффективнее, говорит Илзе Курме, директор департамента политики ребёнка и семьи Минблага:
«Опыт Исландии, где «Дом ребенка» (Barnahus) как концепция был создан 25 лет назад, а также многих стран, которые переняли этот подход, показывает, что благодаря «Дому ребенка» за эти годы количество предъявляемых обвинений утроилось. Значительно возросло и количество обвинительных приговоров. Таким образом, это также целенаправленный шаг вперед в снижении уровня насилия в отношении детей в целом».
По данным МВД, за шесть месяцев этого года жертвами преступлений признаны 4280 человек. Это примерно на 300 меньше, чем за предыдущий период. А вот число преступлений против детей растёт: за полгода пострадали 313 детей — на 40 больше, чем за 6 месяцев в 2022 году. Больше половины из них — младше 14 лет. Жертвами преступлений чаще становятся девочки — из 313 пострадавших их 192, а мальчиков — 121. При этом больше становится и таких детей, которые страдают от преступлений на половой почве.
«Конечно, всех мы принять не сможем. До апреля следующего года планируем принять 40 детей, в течение следующего года — это могут быть уже сто. Но это пока примерные числа. Будем работать с полицией, смотреть по виду преступления — в самых тяжелых случаях мы готовы сразу вмешаться».
В ближайшие годы «Дом ребенка» планируют открыть и за Ригой.
Кабинет министров 24 октября с.г. постановил, что программой межведомственного сотрудничества в «Доме ребенка» будет ведать Госинспекция по защите прав детей (VBTAI).
Как уже писал Rus.lsm.lv, необходимость в специализированном помещении для проведения допросов детей, пострадавших от тяжелого насилия, в том числе сексуального, назрела уже несколько лет назад, на что ранее указывали и омбудсмен, и специалисты кризисного центра Dardedze. По данным полиции, в большинстве преступлений такого рода насильник — хорошо известное или близкое жертве лицо, из-за чего, оказавшись в казенной обстановке, пострадавшие испытывают сильнейший дискомфорт, стыдясь и боясь рассказывать о случившемся.
Кроме того, дети вынуждены многократно повторять свои свидетельства перед разными участниками уголовного процесса. При многократных допросах ребенок начинает путаться в показаниях, а постоянное вынужденное возвращение к негативным переживаниям снова и снова создает ретравматизацию. До сих пор получение показаний потерпевших происходило в условиях, не обеспечивающих бережного отношения к детям и травмирующих их психику повторно.