В пятницу Госполиция отчиталась об итогах работы за прошлый год, в том числе о принудительном выселении абьюзеров, издевающихся над своими близкими.
Полученные данные позволяют составить приблизительный средний портрет семейного насильника: мужчина 43 лет, в большинстве случаев (350) — не муж, а сожитель женщины; в еще 263 случаях абьюзерами оказывались мужья, в 130 — сыновья пострадавших.
Средний возраст потерпевших — 47 лет. Тотальное большинство (838) — женщины, но пострадало и 56 мужчин.
В прошлом году Госполиция приняла 894 решения об отделении агрессора от других членов семей (на 247 больше, чем годом ранее). В прошлом году в полицию поступило 1342 постановления судов о временной защите от насилия (на 218 больше, чем годом ранее). В прошлом году констатировано 894 нарушения судебных решений о временной защите от насилия (на 327 больше, чем в 2022 году).
Всего в прошлом году на учете состояло 4435 человек, против которых вынесено решение суда о временной защите от насилия. Это на 627 больше, чем годом ранее.
Комментируя эти данные, начальник Госполиции Арманд Рукс в пятницу заявил журналистам, что население и организации все чаще сообщают о насилии в семье.
Чтобы улучшить ситуацию, полиция планирует ввести электронный надзор за семейными насильниками. Такая система будет работать по «принципу трех точек»: с помощью специального устройства для жертвы и браслета для агрессора, а также отправки сигнала в полицию, если агрессор приблизится к жертве. Но чтобы это профилактическое техническое решение стало реальным, требуются изменения в нормативных актах и соответствующие госзакупки. Это не дешевое решение, так что полиция будет искать возможности финансирования на эти цели.
Есть и отдельное решение — полиция в тестовом режиме начнет применять тревожные кнопки, что позволит охраняемому лицу информировать полицию о своем местонахождении и о потенциальной угрозе. Это сделает возможным более оперативное реагирование без необходимости предварительно связываться с защищаемым лицом.
Как писал Rus.LSM.lv, рабочая группа Совета юстиции, участники которой после громкого убийства женщины в Екабпилсе оценивали организацию работы судов по делам, связанным с насилием в семье, угрозой жизни или здоровью, пришла к выводу, что латвийское государство не выполняет как следует свои функции по искоренению семейного насилия.
Женщину в апреле 2023 года убил бывший спутник жизни Леон Русиньш — зарубил топором на глазах ее ребёнка и матери. Перед этим Русиньш преследовал ее более года. Женщина перед смертью отчаянно искала помощи и обращалась во всевозможные инстанции, получая в ответ формальные отписки, сообщало ранее LTV. В том числе она писала генпрокурору и омбудсмену. По жалобам пострадавшей были заведены уголовные процессы, было решение суда о краткосрочном тюремном заключении и курсе социальной реабилитации для Русиньша. Но мужчина никакие решения не выполнял, и всё закончилось трагедией.
Как сообщал Rus.LSM.lv, только после этого Сейм наконец (после бурных дебатов) в окончательном чтении ратифицировал Стамбульскую конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием — чего политики очень долго делать не хотели.
Согласно Конвенции, присоединившаяся к ней страна должна назначить структуру, ответственную «за координацию, выполнение, мониторинг и оценку политики и мер по предупреждению и борьбе со всеми формами насилия», подпадающими под сферу ее действия. (В Латвии это Министерство благосостояния.) Основная цель Конвенции (полный текст на русском языке — здесь), как следует из названия, — предотвращение насилия в отношении женщин и вообще домашнего насилия как такового, борьба с дискриминацией, поощрение полного равенства среди мужчин и женщин и др.