Поддержанные правительство в мае поправки к закону гласили, что, лишившись прав за вождение в нетрезвом виде, водители смогут вернуть их только после прохождения программы коррекции поведения. Продвижение поправок в Сейме замедлила смена состава парламента осенью, конкретный замысел оказался трудно согласуемым, да и специалисты не рвутся такую программу создавать, прозвучало в эфире Латвийского радио. Поэтому Министерство сообщения выступает за исключение такой нормы из законопроекта. В чем причина, рассказала на заседании Народно-хозяйственной комиссии Сейма представитель министерства Анния Новикова:
«По нашему мнению, теми поправками к Уголовному закону и закону о дорожном движении, которые вступили в силу в конце прошлого года, введена планка в 1,5 промилле, после которой уже начинается уголовная ответственность,и в дополнение к ней еще и конфискация транспортного средства. Они дают намного большее влияние на поведение участников дорожного движения, чем такое групповое коррекционное мероприятие».
С таким взглядом на ситуацию не согласны в Минюсте. Изъятие автомашины и уголовная ответственность постигают небольшую часть пойманных нарушителей — тех, в чьем организме выявлено от 1,5 промилле алкоголя. Это наказание — реакция на последствия, а не искоренение проблемы в корне, говорит юрист отдела административного права Минюста Сандис Вилцанс:
«Ни административные, ни уголовные наказания никогда не будут достаточно эффективным средством, предотвращающим вождение автомобиля в состоянии опьянения алкоголем или другими одурманивающими веществами. Необходимы долгосрочные решения, прямо влияющие на поведение самого человека, его мышление, совесть. Программы коррекции поведения — одно из таких средств. Да, были трудности в процессе согласования, но это не причина от таких программ отказываться».
Коррекционные курсы главным образом предназначались бы для тех, кто позволил себе сесть за руль в не слишком сильном опьянении, когда нет речи о долгой глубокой зависимости — обуздать ее уже задача для врачей-наркологов.
Запустить такую программу следовало бы по всей Латвии, но это сложная задача, сказала психолог Зинаида Брауна, специализирующаяся на дорожном сообщении — она изо дня в день работает с теми автомобилистами, которые лишены водительских прав за агрессивный стиль езды или за пьянство за рулем.
«Первый момент — то, что человек в подпитии вообще допустил мысль, что он может сесть за руль. Второй — это критическое объяснение, зачем они за руль садятся. Они говорят: надо было доехать вот туда за углом, до остановки, до магазина, до дома. Только два километра — но сделан неверный выбор. Поэтому такая программа нужна, но я не могу себе представить, в какой комбинации ее «сложить». Там нужно собраться спеицалистам из разных облестаей, которые сложат эту картинку целиком», — сказала Брауна.
Депутаты профильной комиссии Сейма постановили, что вопросы о коррекционной программе вначале следует обсудить в Совете дорожной безопасности, пригласив высказаться и наркологов.
Как писал Rus.LSM.lv, одной из мер воздействия на пьющих за рулем людей является конфискация автомобиля. Решение о том, что конфискованные у пьяных латвийских водителей машины можно передавать в собственность правительства Украины для поддержки украинского общества, 16 февраля утвердил Сейм. Отправку первой партии таких авто в Украину Кабинет министров одобрил в начале марта.
Правда, по данным Госполиции, более половины попадающихся на пьяной езде водителей ездят на чужих машинах. При этом езда в пьяном виде может закончиться не только огромными материальными издержками в виде отобранного автомобиля или крупного штрафа, но и тюрьмой.