Как рассказала ландшафтный архитектор ALPS Илзе Рукшане, сейчас проект находится в стадии строительного проектирования:
«У нас есть согласованный проект в минимальном составе. Строительное разрешение получено. Сейчас мы продолжаем детализацию проекта, работаем с управляющими территорией. Чтобы всё было согласовано и соблюдены интересы жителей и общества Золитуде 21.11. Планируем, что в этом году к концу ноября мы подадим проект в строительное управление. Надеемся, что в этом году строительный проект будет согласован, и, как мы говорили с заказчиком, в следующем году будет начато строительство».
Согласно задумке, для семей жертв трагедии и всего общества в саду будет несколько точек: Холм тишины и площадь общих встреч, на которой будет размещено 54 шара из нержавеющей стали. Именно столько человек погибли 21 ноября 2013 года, когда обвалилась крыша магазина Maxima.
В свою очередь Регина Лочмеле рассказала, что это была единственная компания, которая претендовала на сам проект и хотела вникнуть «как по духу все должно выглядеть»:
«Мы встречались в бюро, прорабатывали все, вплоть до того, где должны находиться мусорники, туалет, там даже кран с питьевой водой будет. Говорили о том, чтобы рядом со скамейками был солнечные батареи, чтобы школьники из местных школ могли заряжать свои телефоны. Сама идея заключается в том, чтобы у пострадавших была возможность зайти огороженный деревьями уголок с водным объектом, остаться с собой, своими погибшими близким наедине».
«На сегодняшний день ко мне, как к главе общества, не обращался ни один из чиновников: ни из правительства, ни из Канцелярии президента, ни из Рижской думы с вопросом – а что мы собираемся делать на годовщину? Единственные, кто поинтересовался – это Maxima, которые спрашивают о помощи ежегодно. Компания единственная из всех, кто был замешан, выплатила пострадавшим все компенсации. Они каждый год перечисляют нам небольшие деньги на административные расходы», - отметила глава общества.
Само самоуправление должно поднять вопрос об организации памятного мероприятия, отметила Лочмеле. Обществу пока неизвестно, кто из должностных лица планирует посетить место трагедии в памятную дату.
«У нас президенты считают нужным приехать днем и фотографироваться, когда никого нет. А вечером, когда стоят рыдающие пострадавшие, приходит узкий круг людей. И всегда приезжают пожарные. Пожарная машина – главная декорация, которая будет сигналить, вспоминая своих погибших товарищей», - рассказала она.
Что касается судебных тяжб, по словам Лочмеле, три недели назад истек последний срок подачи кассации в Верховный суд по поводу двух приговоров по уголовному делу. Из 9 обвиняемых один уже умер, виновным признан лишь конструктор Ивар Сергетс. На него ложиться все - Сергетс будет сидеть в тюрьме, на него повесили все многомиллионные компенсации - понятно, что пострадавшие ничего не получат, сказала она.
«Сейчас мы ждем, примет или нет кассацию Верховный суд. Если судопроизводство, организованное государством, закончится полным проигрышем пострадавших, прокуроров, то пострадавшие, скорее всего, подадут иски против государства в гражданско-правовом порядке. Потому что обвиняемые были оправданы по одному единственному мотиву – в тот момент, когда они могли проверить, пересчитать, предотвратить, в нашем государстве не было нормативных актов, которые бы обязывали этих людей все это сделать. Фактически получается, что государство, не гарантировав ту базу нормативных актов, которая обеспечивала бы безопасность строительных работ, является виновным в гибели многих людей», - подытожила глава общества.