«Я пишу вам от лица Европейского вещательного союза, ведущего в мире объединения общественных СМИ, чтобы выразить нашу глубокую озабоченность в связи с предложением о запрете контента на русском языке на Латвийском радио и Латвийском телевидении и призвать вас пересмотреть это предложение», — обратился Ноэль Карран к Эвике Силине.
Он поясняет, что причиной для беспокойства стала одобренная Сеймом в конце сентября Концепция национальной безопасности, которая запрещает общественным СМИ создание и трансляцию содержания на русском языке с 2026 года.
По его словам, этот шаг «лишит латвийских русскоязычных возможности получать достоверную проверенную информацию», что может подвергнуть их воздействию ненадежных источников информации, а также прямой дезинформации и пропаганде, а это создает угрозу информационной безопасности страны. Опасность эта будет усиливаться в контексте нынешней войны РФ в Украине.
«Способность общественных СМИ предоставить жизненно важную информацию и донести ее до каждого в обществе, включая русскоязычных, критически нужна в случае гуманитарных кризисов и чрезвычайных ситуаций»,
— отмечает гендиректор EBU.
Н. Карран также, ссылаясь на целый ряд международных конвенций, пишет, что выполнение упомянутого запрета будет противоречить фундаментальным правам человека. Глава организации подчеркивает: если в стране есть общественные СМИ, использование ими языков меньшинств является неотъемлемой частью прав человека.
В то же время он отмечает, что сохранение вещания на русском языке выгодно государству.
«Доступ к общественным СМИ на родном языке является для правительств эффективным инструментом для предотвращения изоляции меньшинств в общественной жизни, создает прямую коммуникацию и информационную связь между государствами и меньшинствами.
Также дает особо эффективный инструмент, который способствует их включению [в общество], поощряя толерантность, культурное разнообразие, взаимное уважение, понимание и сотрудничество», — продолжает он.
Генеральный директор международной организации обращает внимание, что доступ к контенту на русском важен не только этническим русским, но и представителям многих других живущих в Латвии нацменьшинств. Тем более, что ищущие убежища в Латвии беженцы из Украины тоже понимают русский, и информация на этом языке помогает им обосноваться в стране.
По его мнению, упомянутый запрет поставит под угрозу интеграцию русскоязычных и может препятствовать социальной сплоченности.
«Общественные СМИ на языках меньшинств с большей вероятностью внесут позитивный вклад в стабильность и национальную безопасность. Неспособность же взаимодействовать с меньшинствами на их родном языке усиливает у них чувство отчуждения, маргинализации и исключения [из общества].
Это также способствует созданию фрагментации и поляризации. Риски для национальной безопасности в связи с этнической напряженностью и конфликтами внутри государства [в этом случае] более вероятны», — предупреждает он и добавляет, что риск насилия возрастает там, где использование только одного официального языка резко дискриминирует меньшинства.
Ссылаясь на доклад ООН о языковых правах меньшинств, Н. Карран отмечает, что государствам вместо закрытия каналов на языках меньшинств следует способствовать многоязычному и мультикультурному вещанию.
«Мы настоятельно рекомендуем латвийским властям пересмотреть это предложение [о запрете] и начать подобающую открытую дискуссию в соответствии с лучшими европейскими демократическими практиками», — заключает гендиректор EBU.
Европейский вещательный союз (EBU), как сказано на его сайте, объединяет 68 членов, которые представляют 112 организаций из 56 стран, которые оперируют примерно 2 тысячами теле-, радиоканалов и онлайн-площадок, охватывая более миллиарда человек на 153 языках. EBU является организатором конкурса «Евровидение».
19 сентября правительство Эвики Силини за закрытыми дверями поддержало проект Концепции национальной безопасности, согласно которой латвийские общественные СМИ должны прекратить вещание на русском языке с 1 января 2026 года. 28 сентября Сейм поддержал Концепцию. Перед голосованием в парламенте Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP) 25 сентября направил письмо Совету по нацбезопасности, Сейму и другим организациям, в котором критикует этот запрет.