4 июля в Латвии — День памяти жертв геноцида еврейского народа. 82 года назад в Риге вместе с живыми людьми внутри была сожжена Большая хоральная синагога, что положило начало Холокосту в Латвии. Марш живых начался на Старом еврейском кладбище, где сейчас находится парк.
«Мы собрались сегодня в этот страшный день, мы пойдем на то кладбище, зажжем свечи и молча пройдем по тем же камням, по тому же пути, что и в Рижском гетто. Для нас важно сделать все возможное, чтобы увековечить эту память. Сделать все, чтобы это не повторилось», — говорит председатель рижской религиозной общины «Шамир» Менахем Баркахан.
Шествие идёт до мемориала на месте сожженной Большой хоральной синагоги на улице Гоголя. Там в память о погибших евреях зажгут свечи.
«Я каждый год прохожу, каждый год бываю там, на Гоголя. На протяжении многих, многих лет.
Самое главное — это память. Трудно представить, как это вообще могло произойти. И самое главное — нельзя этого никогда забывать», — говорит один из участников печальной церемонии.
Почтить память жертв Холокоста пришла и певица Аэлита — чтобы быть сегодня здесь, она приехала из Америки.
«В Рижском гетто погибло 45 человек моей семьи. Дедушка и бабушка, которые были глухонемые. И молодые дети, и взрослые. Я первый раз участвую именно в этом мероприятии.
Я всю жизнь провела на сцене, выступала по всему миру. Я всегда рассказываю, откуда я, что я родилась в Риге. И всегда пою песни, которые мне подарила бабушка. Старинные еврейские песни».
По улицам бывшего гетто в тишине шагают десятки людей.
«В наше странное время очень важно помнить, что было, что может произойти. По каким причинам — неизвестно. Лучше бы это никогда не повторилось», — говорит Стелла.
«Для меня это священная традиция. Мои родственники тут погибли в гетто. К сожалению, нет никаких следов — так много народу погибло. Поэтому единственное, что я могу отдать им — это пройти по местам, где они погибли», — поясняет Михаил.
В марше участвует и молодое поколение.
«Это не только марш, чтобы вспомнить тех кто погиб, но также чтобы отмечать и праздновать о тех, кто выжил. Кто живет сейчас, что они все еще живы», сказал Яков.
Придя к мемориалу, участники зажигают свечи и возлагают цветы — сюда, где когда-то была Рижская хоральная синагога. Марш живых — уникальная форма проявления памяти поколений, говорит исполнительный директор Музея Рижского гетто Юлия Терещенко:
«Потому что это совместное действие, когда ты идешь бок о бок с людьми совершенно разных классов, происхождения...
Мероприятие постоянно собирает родственников выживших и погибших. И когда ты прочитал это в учебнике истории — это одно. Какие-то общие цифры большие. Но когда ты понимаешь, что перед тобой стоит человек, у которого более 60 родственников здесь погибло, и он выжил только потому, что он родился в Израиле — понимаешь на самом деле величину этой катастрофы».
Тельман Гужевский — активный участник еврейской общины. Он говорит — очень важно, что сейчас люди вместе вспоминают трагелию:
«И что мы также проецируем это для нашего молодого поколения — мы хотим, чтобы память об этом не исчезла».
Во Второй мировой войне Латвия потеряла около 70 000 евреев и стала местом захоронения десятков тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехии, Венгрии и других стран.