«Мы сами предполагаем, что замедлится. И достаточно ощутимо. Если было в 2018-м и 2019-м от 8% до 8,4%, мы прогнозируем 6%. Это чуть больше, чем сами предприятия планируют. Они определенно хотели бы меньшего прироста. Если реалистично смотреть, это могло бы быть 6%. Это причина, по которой больше нельзя удержать такой стремительный рост зарплат», — заявил он в интервью Латвийскому радио.
Зондакс добавил, что рост зарплат стимулируется сокращением числа безработных, особенно трудоспособного возраста. Кроме того, влияет большая открытость уровня зарплат в предприятиях — наниматель должен ее указывать в объявлении о вакансии. Это дает соискателю преимущество — работодатель реагирует, быстрее повышая зарплаты.
«Проблема такова: чтобы удержать рост зарплат, предприятиям надо увеличить зарплатный фонд. Вопрос, как это сделать. Один способ — продавать более дорогой продукт. Второй, который мы пытаемся поощрять — подумать о росте продуктивности», — отметил Зондакс.
Глава Латвийской конфедерации работодателей Лига Менгельсоне подчеркивает, что в этом году самым важным фактором для приведения в порядок рынка труда станет заключение отраслевых генеральных соглашений, которые позволят договориться о минимальном уровне зарплат.
«Таким образом дадут ясный сигнал тем работникам, которые планируют работать в конкретной отрасли. Строители — первые, кто это сделал. Внутри других отраслей сейчас идут переговоры. Это долгий процесс. Это вопрос отраслевых ассоциаций и профсоюзов. Туда никто другой не может вмешиваться, пока не придут к своему общему соглашению — внутреннему закону отрасли», — отметила Менгельсоне.
Она уверена: то, что работники определенной сферы смогли договориться о генсоглашении — знак качества отрасли. Заключение такого договора одной из главных задач этого года считают пищевые предприятия.
Менгельсоне выразила уверенность, что отраслевые генсоглашения — первый шаг к тому, чтобы соискатели вновь поверили — их не обманут. Это также станет своего рода сигналом для латвийцев в других странах — им будет ясно, на какую зарплату можно рассчитывать, возвращаясь в Латвию.
С этого года снова повышен возраст выхода на пенсию, теперь это 63 года и 9 месяцев. Пока что в планах повышение пенсионного возраста до 65 лет. Сегодня в Латвии четверть работников предпенсионного и пенсионного возраста. Сотрудники 60+ плюс – будущее экономики Латвии, считают эксперты, если конечно не привлекать рабочую силу из за рубежа.