Все эти годы Reverta или «Плохой Parex» занималась только плохими кредитами. Забирала у должников недвижимость, продавала ее. Одним из таких отобранных объектов стала новостройка в Юрмале. И вся эта история от начала и до конца была скандальной».
Лариса Свиридова бывшая владелица здания в Юрмале. Объект был почти достроен, когда рухнул Parex. Банк заблокировал счета, выплаты не делались, работать стало совершенно невозможно.
Новостройку продали с молотка. Ее купила Reverta за 7 с лишним миллионов евро. Что происходит дальше: Reverta передает здание своей дочерней компании NIF Projekts 10. Сразу после этого открывает кредитную линию — 9 с половиной миллионов евро — для эффективного управления недвижимостью, объясняют в Revertе. И закрепляет ипотеку на 10 миллионов. Тогда же начинают поиски покупателя. С 2015 года предложение купить новостройку в Юрмале висит на сайте Revertы. Однако в конце января этого года оно пропадает. Неужели здание успешно продано и государству возвращены вложенные миллионы?
«Сделку сделали абсолютно невидимой в Земельной книге. В данной ситуации они избегают уплаты налогов», - поясняет Лариса Свиридова.
Продают не здание, а компанию NIF Projekts 10, на балансе которой находится новостройка. По данным Lursoft, фирму переписывают на нового хозяина и переименовывают в Dzintarkrasta priedes. Ее учредителями являются Шихман Игорь и Шихман Евгений. А держателем ипотеки стала офшорная компания, которая принадлежит Михаилу Ульману, говорит Свиридова.
Михаил Ульман не в первый раз покупает недвижимость у Revertа. Ранее сообщалось, что в 2013-м он приобрел восемь квартир в Старой Риге. На вопрос, за сколько удалось продать новостройку в Юрмале, в Revertа «Личному делу» отвечают:
«Так как сделка произошла между Revertа и независимым частным коммерческим обществом, по закону, ее условия не разглашаются».
Это значит, узнать, за сколько здание продано и удалось ли государству вернуть вложенные деньги — невозможно.
Заседание комиссии Сейма по публичным закупкам и ревизиям. На повестке дня: ликвидация Revertа. За шесть с половиной лет, продавая недвижимость должников, компания вернула 740 миллионов евро. Однако все деньги, вложенные в спасение банка Parex, вернуть не удастся.
«Общие потери, наверное, будут более 400 миллионов. Сейчас — это 476 миллионов евро», - говорит глава Агентства приватизации Владимир Логинов.
«Это большая сумма. Для сравнения, если бы у нас в медицине было бы 100 миллионов евро, ее можно было поднять, чтобы она могла функционировать. А это 400 миллионов евро!», - описывает масштаб глава комиссии Сейма по публичным закупкам и ревизиям Андрис Берзиньш.
Дыра, скорее всего, образовалась, еще когда рушился Parex. Ингуна Судраба сейчас - депутат Сейма, член комиссии. А тогда, в 2008-м, была госконтролером, руководила проверкой спасения банка Parex. Результаты той ревизии до сих пор засекречены.
Скоро Revertа закроют. Все, что можно, уже распродано. Остался тоненький портфель — на 60 миллионов. Его и хотят продать, ищут покупателя. По планам, весной должны подписать договор. Крайняя цена – 1 евро.
Правда, это Parex купили за два лата, а потфель Revertа за евро не отдадут. Хотят за 40 миллионов, но признают, вряд ли удастся.
Насколько эффективно работала Revertа, действительно ли сделала все, что смогла, депутаты решили вернуться к этому вопросу осенью.