Отсутствие запаха газа, свежий воздух и чистота – вот на что сразу же обращаешь внимание, попав на территорию Инчукалского газохранилища. Территория хранилища составляет 25 кв. км., а глубина достигает 700 метров.
За последние десять лет не было ни одной жалобы от жителей по поводу загрязнения воздуха или неприятного запаха, отметил руководитель Инчукалского газохранилища Риналд Диминьш:
«Это результат проведения модернизации. Компрессоры работают чище. К тому же, газ в хранилище не одорируется, поэтому он абсолютно без запаха. Газ идентифицируется с помощью разных измерительных приборов. На данный момент мы до минимума уменьшили все возможные выбросы в окружающую среду, что тоже дает свои результаты».
Попасть на Инчукалнское газохранилище можно только по специальному разрешению, нужно обязательно соблюдать все требования техники безопасности. Готовы здесь к всевозможным вызовам современности. Председатель правления Conexus Baltic Grid Улдис Барисс рассказал, что Инчукалское хранилище готово к техногенным или любым другим катастрофам. Здесь хранится государственный стратегический запас газа.
«На данный момент Латвийское государство хранит в Инчукалнском хранилище стратегический запас газа - 1,8 тераватт-часов. Практически это груз сжиженного газа, помещающийся на двух кораблях. Это большой объем. Поэтому, если будут техногенные или другие события, в нашем хранилище хватит газа, чтобы обеспечить ним Латвию и при таких обстоятельствах»
Жители Латвии могут не беспокоится, этой зимой газ будет доступен всем, отметил Улдис Барисс.
«Сейчас в хранилище находится почти 20 (ТВтч) газа, что составляет 80% мощности Инчукалнского хранилища. Можете не беспокоится, зимой природный газ будет доступен всем пользователям в полном объеме, в зависимости от их потребностей»
Он также напомнил, что российский газ не используется с начала года. В основном Инчукалское газохранилище получает газ из Литвы и Финляндии. Последние восемь месяцев две трети газа поступает из Клайпеды.
«С начала этого года ни страны Балтии, ни Финляндия не получают российский газ. В прошлом году мы хорошо справились и без российского газа, а в этом году мы видим, что природный газ на европейском рынке стал дешевле по сравнению с прошлым годом. В прошлом году базовая цена газа на бирже составляла 150 евро за мегаватт-час (МВтч), а в этом году цена ниже - 50 евро за МВтч. Надеюсь, что это отразится и в счетах потребителей».
С другой стороны, говоря о возможном строительстве терминала сжиженного природного газа в Латвии, Барис отметил, что в то время, когда потребление газа имеет тенденцию к снижению, сложно принять решение о строительстве такого терминала, но компания была бы рада, если бы в газовой инфраструктуре появился еще один игрок.
Юрий Коновалов работает на Инчукалнском газохранилище с 1983 года, 20 лет проработал главным инженером, сейчас он эксперт по техническим вопросам. По это словам, за это время Инчукалнское газохранилище очень изменилось:
«Сейчас не та подземка, которая была даже в 90-х годах. Это другой уровень, за последние 30 лет техника далеко шагнула вперед. Мы не видим уже того, что было в 80-х годах прошлого века. Из тех сооружений осталась, может быть, основа соседнего здания, не более того».
На вопрос что изменилось после того, как Инчукалнское хранилище отказалось от российского газа, Юрий Коновалов ответил, что раньше были плановые поставки из России, а сейчас рынок определяет потребности в закачке газа:
«Раньше заканчивали огромное количество газа по плановым поставкам России. Была задача - качать как можно больше. Сейчас задача совершенно другая - качать ровно столько, сколько предлагает рынок. Это ставит новые задачи для оборудования, для процесса. Сейчас пытаемся, чтобы соответствовать требованиям рыночных запросов».