Представитель Pasažieru vilciens Сигита Звиедре рассказала, что уже в прошлом году, когда новые электропоезда еще принадлежали чешской компании Škoda Vagonka, один поезд был разрисован граффити, а на прошлой неделе пострадали сразу два поезда.
В одном случае была покрашена площадь 28 кв.м, а в другом – 46 кв.м. Оценка ущерба от очистки каждой надписи-граффити составляет от 700 до 1200 евро.
«При закупке новых электропоездов было предусмотрено требование, чтобы надстройка была прочной, долговечной и легко чистящейся, зная, насколько активна эта культура вандалов не только в Латвии, но и в других частях мира.
Поскольку было понятно, что такие случаи будут и что эти граффити придется очищать, поезда застрахованы от таких случаев»,
— сказала Звиедре.
Заключен договор страхования дизельных поездов сроком на 3 года общей стоимостью 268 000 евро, а новые электропоезда застрахованы на 1 год — общая стоимость договора 239 000 евро. В страховые риски включен пункт о противоправных действиях третьих лиц, повлекших за собой повреждение поезда. Лимит страхового возмещения за риск нанесения граффити установлен в размере 50 000 евро.
Уличный художник: граффити на поездах — не новое явление
Граффити начали появляться на поездах с момента его появления. Уличный художник Дайнис Руденс объяснил, что изначально граффити рисовались на поездах, курсировавших из одного конца города в другой.
«Тогда было своего рода сравнение стилей, цветовых ощущений и того, кто способен создать нечто большее. Надо отметить, что граффити – по своей сути вандализм, это написание своего имени с целью продвижения себя. Тема с поездами очень горячая. Конечно, с точки зрения общества это плохо, потому что в итоге мы все за это расплачиваемся», — сказал художник.
Как сообщает Pasažieru vilciens, обрабатываются все материалы, отправленные Государственной полиции и страховщикам. Также имеются записи с камер наблюдения, на которых видна группа вандалов.
«Почему мы сами не распространяем эти кадры? Причина в том, что эти художники, если их можно так назвать, жаждут внимания, а мы не заинтересованы в пропаганде такого поведения»,
— пояснила Звиедре.
На данный момент поезда уже очищены с помощью растворителя.
В прошлом году было 30 подобных случаев, когда разрисовывали поезда. Новые электрички авторы граффити, вероятно, выбрали с целью собственной популяризации и для обозначения проблем, связанных с самими поездами.
«На поездах рисуют с 2002 года, везде и постоянно. В этом нет ничего нового и уникального»,
— добавил Дайнис.
«4-я студия» встретилась с художником в Саркандаугаве, на частной территории, владелец которой разрешил создать «открытые стены» — легальные места для граффити, где каждый может выразить себя. Ежегодно здесь создается 180 рисунков граффити и стрит-арта. Однако самоуправление, по мнению художника, недостаточно отзывчиво в вопросе созданий таких территорий, где можно собирать и снимать напряжение с общественного пространства.
«Мы ужасаемся, что улицы разрисованы, мы негодуем и осуждаем, но что мы сделали, чтобы этого не произошло? Адаптировали ли мы как-то среду, обустроили ли ее? Это как убрать все светофоры на улице Бривибас и ужасаться тому, что случаются аварии», — сказал Дайнис.