«Я бывал в Риге раньше, у вас был замечательный кинофестиваль «Арсенал», который основал Аугустс Сукутс. С Ригой у меня всегда были связаны хорошие воспоминания, а когда мы приехали сюда... Вот я живу здесь уже 10 месяцев — здесь очень комфортно, удобно, и что сразу бросается в глаза — здесь люди соблюдают дистанцию! Потому что когда ты живешь в таком мегаполисе, как Москва, всегда есть толкотня какая-то, люди касаютcя друг друга плечами и иногда не извиняются. А здесь чувство дистанции есть».
Шакиров привел в пример известный анекдот периода пандемии Covid-19: когда власти объявили о введении обязательного дистанцирования в публичных местах не менее чем на два метра друг от друга, жители Латвии огорченно спрашивали — «а когда же снова разрешат привычные три метра?»
Интернет-комментаторы сейчас наперебой проводят параллели между судьбой редакции независимого российского телеканала «Дождь», недавно лишившегося лицензии на вещание в Латвии, и появлением в Латвии бюро «Радио Свобода». Мумин Шакиров заявил, что комментировать работу «Дождя» не готов, но может говорить о «Радио Свобода»:
«У нас все-таки высокие стандарты, и мы, когда делаем наши программы, всегда следим за речью, всегда пытаемся работать так, чтобы давать максимально объективную информацию. И я не помню, чтобы мы где-то так прокалывались! (..) Конечно, то, что сказал их ведущий — это, мягко говоря, не очень корректно. Но его уволили, и я так понимаю, что ситуация там достаточно сложная, как сложится судьба этого журналиста, неизвестно...
Не помню, чтобы у нас были такие ошибки. Конечно, никто не застрахован от ошибок — но у нас есть редактура, свои правила, и более 25 лет отработав на «Радио Свобода», я четко знаю, что такие высказывания недопустимы».
Другой гость Латвийского радио 4, политический обозреватель Кристиан Розенвалдс добавил:
«Одно дело внутренние правила редакции, которые не позволяют быть таким ошибкам. С другой, будем честны, «Дождь» и «Радио Свобода» несравнимы. Хотя бы если мы посмотрим, кто стоит за «Свободой». Там есть все же и финансирование того же Конгресса, и не только. И зная нашу лояльность к американскому, это должны быть очень грубые ошибки со стороны «Радио Свобода», чтобы был возможен похожий сценарий».
На уточняющий вопрос ведущей передачи Ольги Князевой, значит ли это, по его мнению, что если бы «Радио Свобода» допустило такую оговорку в прямом эфире, к нему латвийский медиарегулятор отнесся бы мягче, Розенвалдс сказал:
«Будем честны — думаю, да».
Мумин Шакиров, со своей стороны, подчеркнул:
«Ну, я не допускаю таких ошибок! Все-таки это было утверждение. У нас какой принцип? Очень простой: я как журналист редко высказываю свою точку зрения. Я предоставляю слово разным экспертам — хорошо, когда два эксперта, а еще лучше, когда три, и представлены разные точки зрения.
И когда зритель или слушатель видит несколько мнений (возможно, они пересекаются, возможно, нет), он сам для себя определяет, где находится истина. Поэтому что-то утверждать я не могу как журналист. Я — только модератор.
Но есть авторская программа, где я подбираю темы, и все равно основной акцент — это дать высказаться экспертам, которые в том или ином вопросе разбираются лучше, чем я».
С началом полномасштабной военной агрессии РФ против Украины в работе Шакирова изменилось, по его словам, только одно.
«До войны я давал слово депутатам Госдумы, которые иногда приходили в мой эфир, иногда были баттлы между теми, кто за и против... Но проблема наша заключается в том, что с той стороны неохотно идут с нами на контакт!
Они теперь боятся говорить, и, естественно, им требуется принять какое-то мужественное решение, потому что, как я понимаю, им там то ли запрещают, то ли они сами... В открытой дискуссии они слабы! Аргументация вялая, а слушать какие-то штампы, стереотипы, клише — просто малоинтересно».
Кристиан Розенвалдс напомнил о ярком случае в медиаполитике Латвии, который вызвал у него возражения:
«Для меня это был своего рода сигнал. Помните, за что оштрафовали Baltkom? За то, что они сделали интервью с Жириновским! Не то чтобы они сами сказали — мы поддерживаем (агрессию РФ. — Прим. Rus.LSM.lv), нет. Они просто дали слово Жириновскому. И за это оштрафовали радио.
Так что когда мы говорим про стандарты, и особенно в условиях военного времени — да, тем есть вероятность нагрешить даже в том, что один из названных вами трех экспертов является носителем не того мнения, запрещенной точки зрения. Этот есть и в России, когда запрещены какие-то точки зрения, и, к сожалению, и у нас».
Мумин Шакиров пояснил, что «Радио Свобода» придерживается касательно таких спорных мнений практики цитирования, когда высказывание, принадлежащее, например, Владимиру Путину, затем комментируется в эфире гостями передачи. Такого формата радио придерживалось, и работая в России, которую нельзя назвать свободной страной, пояснил журналист.
Как сообщал Rus.LSM.lv, телеканал «Дождь» оспорил в суде решение об отзыве его лицензии в Латвии, объявив, что переезжает в Нидерланды, где ему в конце декабря предоставили право вещания в ЕС сроком на пять лет.
Лишению лицензии поспособствовал выпуск новостей от 1 декабря, в котором ведущий «Дождя» призвал зрителей делиться информацией о нарушениях прав мобилизуемых россиян и обронил в эфире программы «Здесь и сейчас» фразу: «Мы надеемся, что многим военнослужащим мы смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на фронте» (в Украине. — Прим. ред). Это высказывание вызвало бурю возмущения у пользователей соцсетей, а латвийский регулятор признал его очередным серьезным нарушением.
Из сказанного главным редактором «Дождя» Тихоном Дзядко на пресс-конференции 9 декабря, следовало, что телеканал надеется вернуться к вещанию в Латвии и работает над предотвращением нарушений.