Туристическую отрасль ждут банкротства — регулятор

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В данный момент процесс неплатежеспособности начат для трех предприятий туристической отрасли, но в целом в прошлом году на время без лицензии остались 20 турфирм. Специалисты считают, что и в этом году какие-то компании станут банкротами, а страховые полисы есть не у всех. По данным Центра по защите прав потребителей (ЦЗПП), примерная сумма, которую заплатили незащищенные потребители, может достигать полумиллиона евро, сообщает Latvijas Radio.

«Влияние пандемии на туристическую отрасль в 2021 году было очень большим, потому что время от времени некоторые услуги были ограничены», — рассказала Байба Витолиня, глава ЦЗПП. Она добавила: хотя неплатежеспособных предприятий мало, пострадавших потребителей — много.

В данный момент процесс неплатежеспособности начат для трех фирм. Одна из них — Mouzenidis travel-Riga. Страховой полис у фирмы был, клиентам начали выплачивать деньги.

«Там фактически большинство потребителей деньги получат в размере 83%. В конце года появились еще два предприятия, у которых случаи неплатежеспособности. В частности, Jēkaba aģentūra un SIA Mārītes A&S», — добавила Витолиня.

Однако у них полисов не было: они кончились, коммерсанты не купили новые.

«Мы — ЦЗПП — в этот момент [при отсутствии полиса], согласно нормативным актам, можем только остановить лицензию, а через шесть месяцев — аннулировать. Коммерсант больше не может работать, не может использовать предыдущий полис, если не констатированы проблемы ликвидности. С того момента прошел уже год, у предприятия нет полиса, который можно использовать, поэтому остается только процесс неплатежеспособности», — указала глава центра.

Это значит, что клиенты деньги за несостоявшиеся поездки смогут получить, только обратившись к администратору неплатежеспособности конкретной фирмы.

«Фактически нет никаких гарантий. Клиенты обычно становятся в очередь к администратору неплатежеспособности, где много других запросов — до потребительских. Если есть гарантия, то есть откуда взять. У нас еще несколько подобных предприятий, как эти два, у которых остановлены лицензии. По информации, имеющейся в нашем распоряжении, примерные суммы для незащищенных потребителей — около полумиллиона евро. Достаточно крупная общая сумма может быть», — добавила глава центра.

В прошлом году приостановили лицензии 20 фирм. Витолиня отметила, что до пандемии это было редкостью. Именно высокая плата за страховой полис, считает она, при ковиде проявилась как непомерное бремя.

«Пандемия определенно показала много недостатков в существующих нормативных актах — именно в отношений гарантий, потому что для отрасли это слишком дорогой механизм. Это, с одной стороны, хорошо для потребителя, но, в принципе, это очень дорогая услуга. В результате мы пришли к тому, что несколько предприятий не могут возобновить работу. А поскольку они не могут возобновить работу, они не могут вернуть деньги потребителям, потому что большая часть денег находится в уже оплаченных гостиницах», — пояснила Витолиня.

Она считает, что в этом году будут еще банкротства.

Раймонд Лапиньш, представитель Минэкономики, подчеркивает: гарантии — это подход на уровне ЕС. Он появился еще до пандемии, чтобы защитить потребителей во всех странах блока.

«Во время Covid-19 мы с этим сталкиваемся очень много, потому что впервые у всей отрасли на уровне Европы были такие проблемы, что фирмы не могут выполнить свои обязательства. В начале пандемии в ЕС были масштабные дискуссии, не стоит ли эти нормы в отношении выплат и всего остального пересмотреть на время Covid-19. Достигнуто соглашение, что нет. Это работает и при ковиде», — отметил он.

Президент Латвийской ассоциации туристических агентов и операторов Инга Каваца подчеркнула: ясную картину того, как пандемия повлияла на туризм, можно будет увидеть во второй половине года.

«Потому что нам надо учесть, что очень многие предприятия еще не возобновили работу. Например, компании, которые принимают туристов в Латвии. Они не возобновили работу из-за ограничений на путешествия. В 2020 году, когда началась пандемия, было по-разному, однако государственная поддержка, которую дали летом и осенью, была важной. Но мы можем считать, что в 2021 году у отрасли поддержки не было», — пояснила она.

Большая потеря — рабочая сила, которая во время простоя ушла в другие отрасли. Каваца считает, что сфера работает с очень маленькой мощностью: «10% объема 2019 года. Мощность очень упала. Отговариваются тем, что нам работать не запрещено, поэтому нам поддержка не нужна. Не запрещено, но фактически и не разрешено».

Каваца также уверена, что пандемия выявила недостатки в нормативных актах — в том числе и тех, которые касаются ответственности агента и оператора в отношении клиентов.

«Есть случаи, когда агент получает деньги, не передает дальше оператору и объявляет неплатежеспособность. В этом случае оператор — заложник: деньги не получил, но их надо отдать клиенту», — пояснила она.

В 2021 году в Латвии оборот гостиничного и ресторанного бизнеса — по сравнению с 2020-м — сократился, возможно, на 40%. Об этом в эфире LTV заявила исполнительный директор отраслевой ассоциации Санта Грайксте.

Согласно свежим данным ЦСУ, в латвийских отелях и гостевых домах за 11 месяцев прошлого года было принято 1,2 млн иностранных и местных туристов — что на 14,5% меньше, нежели в том же периоде 2020-го. И на 54,4% — чем с января по ноябрь 2019-го.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное