В конце октября девелоперы отчитались о готовности объекта и заявили, что, по сути, поставлен мировой рекорд, ведь никому в мире еще не удавалось построить такое сооружение менее чем за полгода.
«Это стало возможным лишь потому, что над вопросом терминала СПГ в Палдиски в Alexela работали, в принципе, уже начиная с 2009 года. В 2014 году, когда оккупировали Крым, было ясно, что это лишь вопрос времени — когда проблемы с Россией будут. Поэтому когда 24 февраля это случилось — могу сказать, мы уже с декабря месяца работали, потому что ситуация на рынке природного газа изменилась еще в предыдущем году, цены с марта 2021 года начали повышаться, и в декабре они были уже больше 100 евро за мегаватт-час.
Мы были готовы начинать сразу! Строительство по факту началось 3 мая, и за 5 месяцев 25 дней мы это завершили — в прошлую пятницу. Так что порт в Палдиски готов, и суда с СПГ могут приходить хоть сегодня».
Порт Палдиски способен, по словам Хяэля, принять любое судно, которое может курсировать по Балтийскому морю:
«Триста метров в длину. И глубина моря у причала — 16 метров. Так что любой танкер может там пришвартоваться, так это спроектировано. Сколько газа можно оттуда поставлять в сеть? Мощность коннектора — 78 гигаватт-часов в день, мощность трубопровода на Инчукалнс — почти 130 гигаватт-часов в день. Это значит, что теоретически можно оттуда давать газа больше 200 гигаватт-часов в день.
Это — техническая способность. А в реальности будет столько, сколько рынок может воспринимать. Мы уверены, что мы можем быть очень эффективны как альтернатива. А как это будет работать, мы увидим уже в следующем году».
Еще нужны работы на газопроводе в Эстонии, они ведутся, и исполнители подтверждают, что завершат всё к концу ноября и будут готовы подключаться к терминалу, рассказал Марти Хяэль.
«Мы еще оставим декабрь для тестирования, а в январе надеемся уже принять первый груз, первый танкер».
По прогнозу члена правления Alexela, в сочетании с другими терминалами новая инфраструктура в Эстонии теперь «позволяет решать проблему дефицита газа при любом уровне потребления». Известно, что во всех странах Балтии и в Финляндии потребление газа упало, сказал специалист. Но все равно еще остается некоторая неясность насчет того, хватит ли газа зимой.
«Я теперь уверен не только, что газ будет, но и что нормализуется цена. Этот рынок может нормально действовать — ведь если газа будет достаточно, то не станет причин, чтобы его цена была выше, чем на мировом рынке. Это же была инфраструктурная проблема, а не то чтобы газа не было. Не было инфраструктуры, чтобы принимать СПГ».
По словам Хяэля, с весны велись переговоры с США, и первые грузы в Палдиски ожидают оттуда. Да, существуют опасения, что на мировом рынке резервов СПГ не так много, и в перспективе возможен его дефицит, признал он. Но пока еще не построено настолько много инфраструктуры для его приемки, поэтому в 2023, а то и в 2024 году дефицит точно еще не будет ощущаться. А позднее ситуация будет зависеть от того, как быстро Катару и США удастся договориться о запуске их нового производства СПГ.
Что же касается планов Латвии по строительству собственного СПГ-терминала в Скулте, то, по оценке Мати Хяэля, при условии, что потребление газа в регионе будет таким, каким оно оставалось в последние 5-10 лет, в появлении третьего терминала просто нет нужды.
«Но если есть бизнес-план и желание — тогда можно. Это даст потребителям больше источников энергии. Всегда лучше, и безопасность выше, если кто-то все равно сможет снабжать! А смотреть по техническим объемам — тогда, конечно, способность принимать СПГ в регионе уже выше, чем потребление природного газа».
Как сообщал Rus.LSM.lv, в конце сентября проекту Скултского СПГ-терминала Сейм придал статус объекта национальных интересов. В самом Скулте население не слишком оптимистично относится к перспективе появления такой инфраструктуры в совсем небольшом порту. Предприятие Skultes LNG terminal, со своей стороны, обещает сделать объект максимально безопасным.