Закон призван укрепить цепочки энергоснабжения Латвии, а также создать правовые предпосылки к созданию Скултского СПГ-терминала, указано в аннотации. Статус объекта национальных интересов позволяет пренебречь некоторыми формальностями — например, в месте строительства не будут в силе нормы части третьей ст. 19-й Закона об охране морской среды, оговаривающие право доступа публичных и частных персон (в частности, рыбаков) к морским ресурсам.
Зато с учетом снятия бюрократических препон (благодаря только что полученному статусу, который вступает в силу буквально на следующий день после провозглашения закона) и сроки строительства предусмотрены довольно сжатые: до 15 сентября 2024 года.
Сейм в четверг рассмотрел соответствующий законопроект, подготовленный Министерством экономики и одобренный правительством, в срочном порядке и сразу в обоих чтениях. Не обошлось без споров.
«Всё-таки предприниматели сделают всё быстрее, лучше, чем перекладывать это на государство. Это хороший и быстрый способ решить те нужды, которые нужны нам для энергетической самостоятельности», — сказал депутат Сейма Айгар Бикше из коалиционного «Развития/За!».
Оппозиционер Виктор Валайнис (СЗК) призвал задуматься о финансовом аспекте:
«Это точно наложит многомиллионные обязательства на жителей страны. Вместо этого мы видим альтернативу, когда терминал строит само государство. Так же, как это сделано в Литве. Такую стратегическую инфраструктуру государство развивает само, а не передаёт посредникам и коммерсантам».
Страны Балтии определенно нуждаются в третьем терминале сжатого природного газа в Латвии, потому что зимой невозможно удовлетворить спрос с помощью существующих мощностей, заявил ранее в четверг в интервью агентству LETA акционер Skulte LNG Terminal Петерис Рагаушс.
В настоящее время СПГ-терминал есть в Литве, а к концу года появится и в Эстонии. На вопрос, нужен ли с учетом бурного развития возобновляемых источников энергии третий газовый терминал в странах Балтии, Рагаушс ответил, что третий терминал в странах Балтии точно нужен.
«Зимой, в морозы, удовлетворить спрос существующими мощностями не представляется возможным. Финляндия и Польша тоже имеют дефицит газа без российского газа, они тоже будут рассчитывать на эти терминалы. Таким образом, уже есть пять стран, а не только три балтийских государства», — сказал акционер, добавив, что Польша и Финляндия — большие страны с гораздо более высоким спросом на голубое топливо.
Рагаушс также считает, что терминал в Скулте является лучшим вариантов для региона, так как имеет доступ к Инчукалнскому подземному газохранилищу, и на его создание потребуются самые низкие затраты из всех трех терминалов.
«Согласно публичной информации из Финляндии, они платят 500 млн евро в течение 10 лет за судно, которое им не принадлежит, и затраты Клайпеды схожие — 450 млн евро. Терминал в Скулте будет стоить всего 120 млн евро, что совершенно точно дешевле», — сказал Рагаушс.
Неясно также, как долго терминал будет оставаться в Эстонии, говорит предприниматель — прежде чем он будет окончательно перемещен в Финляндию, что еще больше отдалит его от Латвии.
По словам Рагаушса, потребление газа в Латвии увеличится на 25%, до 16 тераватт-часов, когда произойдет десинхронизация балтийской электросети с Россией, что должно произойти не позднее 2025 года.
«То, что Латвии больше не нужно будет бояться за энергетику, будет огромным геополитическим преимуществом. На мой взгляд, это очень хорошие аргументы в пользу необходимости третьего терминала в странах Балтии», — подчеркнул Рагаушс.