В конце 2020 года Сейм принял новый закон — об общественных СМИ Латвии, и согласно ему, у общественных масс-медиа появился свой совет, а на Латвийском телевидении новая должность — главный редактор. На этот пост была назначена Сигита Роке. Она уже отработала первую неделю в этой должности и смогла найти время для интервью Rus.LSM.lv.
В сентябре 2021 года Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) во главе с Иваром Аболиньшем вывел Русское вещание LTV7 из эфира Латвийского телевидения, и команда тележурналистов Русского вещания слилась с коллективом Rus.LSM.lv — таким образом, видеоконтент на русском языке, который потребляет русскоязычный зритель в Латвии (и за ее пределами), переместился полностью в Интернет. В эфире LTV7 остались только вечерние выпуски новостей, и то на ограниченный срок (в связи с пандемией). Теперь Совет по электронным СМИ собирается создать возможность трансляции материалов Rus.LSM.lv на кабельном телеканале. Сигита Роке целиком поддерживает такое решение:
«Я никогда не скрывала: я считаю, что СМИ нацменьшинств нам в Латвии нужны обязательно, потому что это очень вредно для нашего государства — отдавать тех людей, которые в первую очередь воспринимают информацию на русском языке, российскому телевидению.
Я бы сказала, это просто ужасно! После оккупации Крыма я российское ТВ не смотрю из принципа, но я сталкиваюсь с этой дезинформацией, с разными цитатами и в соцсетях, и где-то в Интернете, и когда я просто хочу лучше понять, откуда что взялось, лучше понять Россию.
Это просто ужас, что они там вытворяют в эфирах! Это не только дезинформация, это вранье, зомбирование людей, доведенное до абсурда. И когда люди, которые смотрели качественные программы Русского вещания LTV7, вынуждены переходить на программы российского телевидения — это абсолютно неправильно.
Мне просто жаль нас самих, потому что часть людей будет вовлечена в информационную зону совсем другого государства, к тому же не особенно дружественного к нам. Мы ведь знаем, как они ругают Латвию или всю Балтию... Так что
это неправильно. И потому еще неправильно, что мы ведь все тут живем! Помню, был фильм про Латгалию, где спрашивали местного жителя по нашу сторону границы, кто наш президент — и тот сказал: Путин. Этого мы видеть не хотим. Потому что те, кто хотел уехать в Россию — те уже уехали. А те, кто хочет нашу маленькую независимую демократическую страну — ну, мы тут все должны жить...»
По словам Роке, о создании кабельного телеканала для нацменьшинств ей известно следующее: Латвийское телевидение и Совет по общественным СМИ подали в NEPLP необходимые документы, но она не знает, когда будет получен ответ на это предложение.
«Совет будет решать. Что и как — не знаю. Но возможно, такой канал будет — и это было бы хорошо! Подали недавно — когда точно, не могу сказать. Пока рано говорить о деталях».
Регулятор (NEPLP) может и отказать: «Наверное, может — но тогда должна быть причина, на каком основании отказать! Если такой канал делать — знаю, что такие идеи всегда были, я им очень рада, чтобы как можно теснее сотрудничали Латвийское телевидение и Латвийское радио (на Латвийском радио 4 тоже очень хорошая, качественная программа на русском), так что если можно как-то объединить усилия и сделать вместе что-то хорошее — то это была бы очень сильная программа.
И конечно, это все равно будет рано или поздно — потому что принято решение через пару лет объединить общественные медиа, и тогда будет со всем этим гораздо легче, и по логике, если это общественные масс-медиа, радио и телевидение, то и содержание будет больше скоординировано».
На вопрос Rus.LSM.lv, какими могут быть причины отказа со стороны NEPLP, Роке сказала: «Не знаю! Но то, что мультимедийная платформа нацменьшинств останется — это ясно, она никуда не исчезнет! Это (канал) просто будет еще одной возможностью для распространения вашего контента. Такое, чтобы что-то исчезло вообще, невозможно».
При обсуждении будущего телеканала, вещающего для нацменьшинств, звучали предположения, что там мог бы использоваться не только русский язык. Вероятно, контент на языках всех нацменьшинств запустить было бы невозможно, подчеркнула Роке — их в Латвии очень много.
«Но то, что нужно найти место не только русскому языку, но и другим нацменьшинствам — я думаю, это очень даже хорошо. Мы знаем, что теперь уже довольно много белорусов из новой волны эмиграции оказалось в Риге. Их и раньше было много, а теперь еще больше, почему бы им не дать голос? Я очень надеюсь, что не будет войны в Украине — но если там что-то будет, то мы можем увидеть и больше украинцев в Латвии. Так что это всё интересно, это ведь богатство для нашей культуры».
На вопрос Rus.LSM.lv, кто в таком случае будет создавать содержание для нацменьшинств на других языках, главный редактор LTV пояснила:
«Пока не знаю, но если мы на это пойдем — тогда и будем искать журналистов! Потому что белорусских журналистов, убежавших от режима, в Латвии, знаю, уже много есть».
Как сообщал Rus.LSM.lv, в связи со слиянием бывшего Русского вещания LTV7 с Rus.LSM.lv и созданием мультимедийной платформы для нацменьшинств встал вопрос о необходимости создать возможность транслировать видеоконтент платформы также на кабельном ТВ.
«Задача общественных СМИ — готовить контент для всех групп общества. И мы видим, что в Латвии достаточно большая группа населения, которая отдает предпочтение контенту на своем родном языке — русском, и задача СМИ — это обеспечить», — указал ранее глава Совета по общественным СМИ Янис Сикснис.