«Да, то, что захоронение несортированных отходов на полигонах дорожает, связано как раз с попытками добиться, чтобы мы всё меньше и меньше захоранивали — и всё больше отсортировывали и перерабатывали отходы. К тому же меньше производили этих отходов! В таком случае мы уже достигнем всех намеченных целей.
Я хочу напомнить, что в 2030 году мы сможем захоранивать в предназначенных для этого местах, в том числе в Гетлини, только 10% всего объема, который мы в год производим.
То есть нужно работать над этими остальными вопросами: над раздельным сбором, разъяснением, над ценами. Поэтому и получается, что захоронение становится всё дороже и дороже — чтобы мы больше заботились о том, как не захоранивать», — сказала Весере.
По словам специалиста, сосредоточиться нужно не только на качественной сортировке отходов, имеющих шансы быть переработанными. Необходимо сокращать общее количество производимых в стране отходов.
«Первый шаг — как меньше производить отходов! Как мы выбираем разные товары, как смотрим на упаковку, как мы все эти товары используем и что мы делаем с тем, что осталось потом: просто выбрасываем, или выбрасываем в раздельные контейнеры, или сдаем на специальные пункты, как электроприборы и батарейки.
И только после этого шага идет разговор о сортировке, и она нужна, чтобы мы могли львиную долю этих произведенных отходов отвезти на переработку или на регенерацию».
Пока же на каждого жителя получается в среднем 439 кг мусора в год, и этот показатель растет из года в год, прозвучало в передаче. Уже были предостережения, что полигон в Гетлини уже через пять лет, возможно, будет заполнен под завязку. Сама Весере с таким прогнозом не согласна:
«Быстро закроют Гетлини, если мы ничего не будем менять в своем отношении! Если будем всё новые и новые отходы производить — и не будем сортировать и перерабатывать. Если же всё вышеперечисленное мы будем соблюдать, тогда это не будет вопросом пяти лет, что Гетлини закроются, и нам придется искать новое место. (..)
У нас есть полигоны не только в Гетлини. Нужно смотреть, как мы с этими отходами работаем и какие акценты мы расставляем».
В стране в прошлом году уже принят Кабмином план утилизации отходов — с перечнем действий, которые должны быть выполнены до 2028 года, рассказала Рудите Весере. И если опираться на все данные и список задач, то «день Д» Гетлиней можно отсрочить, убеждена она.
«Нужно работать над этими вопросами всем вместе: и тем, кто производит отходы, и мусороуборочным предприятиям, и самоуправлениям, и государству в том числе».
Как писал Rus.LSM.lv, с 10 января резко выросла стоимость захоронения несортированных отходов на полигоне в Гетлини. При этом тариф на вывоз отсортированного биомусора с 10 января вырос на 40-50%, сделав сортировку невыгодной для жильцов. О теперешнем развитии событий в отрасли предупреждало и движение Zero Waste Latvija. Резкий рост тарифов на вывоз биологически разлагаемого мусора в Риге и пририжском регионе делает невыгодной его сортировку, заявили активисты. И призвали Министерство по защите окружающей среды и региональному развитию срочно принять меры.
Со своей стороны, Ассоциация мусороуборочных предприятий еще в начале ноября предупреждала: если мусор не сортировать, вывоз бытовых отходов на утилизацию тоже подорожает в полтора раза.