«Девять лет назад мы начали благотворительную акцию в Энгуре — этим стали заниматься две моих знакомых, и сначала это было без организации, неофициально — даже не знаю, как появились эта мысль, дело давнее. Мы учились в школе и знали, что есть семьи, которым приходится тяжело, и поняли, что просто хотим помочь. В первый год было три-четыре таких семьи — мы просто поехали в магазин, скинулись на продукты и отвезли им домой.
Вот из такой группы самостоятельно мыслящих людей на следующий год мы уже создали организацию, подключили спонсоров, местных предпринимателей, готовых помочь. И из года в год мы пытались выяснить в школе и соцслужбе, каким семьям тяжело и кому нужна помощь. Привлекали и предпринимателей, и частных лиц, объезжали этих людей, одиноких пенсионеров.
Первый год посетили три-четыре семьи, потом каждый год уже примерно 15-20. Нас было примерно 30 человек, и довольно быстро мы поняли, что помощь пенсионерам и бедным семьям необходима не раз в горд, на Рождество, а все время. Но, к сожалению, рутина дел затягивает, и где-то три года мы пытались и летом такие мероприятия проводить — например, чтобы помочь собрать детей в школу, но в основном это было все же на Рождество», — рассказал Улвис Новикс.
Когда началась война в Украине, Tavi draugi, конечно, не могли остаться в стороне, но некоторым сюрпризом стал огромный объем вещей, которые нужно распределять:
«Ни на секунду на мне приходило в голову, что может произойти нечто подобное... Мы начали 25 февраля — поняли, что нужно участвовать.
Мы для своих бизнес-целей арендуем там, на ул. Вентспилс, 50, помещение, и мы там создали такой пункт, потому что поняли: нужно место, куда люди могут привезти вещи, а те, кто едет за границу, могли бы забрать эти вещи и ехать дальше.
В первый же вечер отозвалось несколько человек, которые готовы были привезти вещи в этот пункт. В соцсетях писали многие, что они хотели бы поехать к польской границе, но не знают, куда именно нужно. А в Латвии было много людей, готовых жертвовать вещи, свои или купить в магазине. И мы решили, что можно их свести между собой, создав такой пункт помощи, чтобы не было неразберихи.
И вот в первый день в 8 утра, в субботу, мы привели ангар в порядок, мы создали небольшой военный штабик и дождались уже первых помощников. Сразу же поняли, что потребуется топливо, и зная из соцсетей, что в Украине невозможно купить горючее, топливо пожертвовали, принесли продукты питания, в 8 утра мы начали и примерно в 4 часа дня было 20 машин, наполненных гуманитарной помощью».
Участники общества намеренно задействовали не грузовые фуры, а легковые авто или микроавтобусы: чтобы туда они ехали, забитые под завязку «гуманитаркой», а обратно могли привозить беженцев. Так транспорт не гоняют в обратный путь впустую, пояснил Улвис Новикс. Команда сотрудничает с четырьмя координаторами, которые созваниваются и связывают желающих поехать в Латвию беженцев с водителями, и после выгрузки помощи водители могут сразу забирать людей. По оценке Новикса, в пересчете на грузовики объем отправленной из Латвии с начала войны помощи — это было бы содержимое примерно 45 больших фур (700 автомашин помельче).
Активной участницей миссии Tavi draugi в эти военные недели стала Ириша Могир, волонтерка родом из Украины, оказавшаяся в Латвии, когда начались бои на родине, и знающая несколько языков.
«Так получилось, что привезли беженцев сюда в Латвию, мы их размещали — и я поняла, что этот автобус, Sprinter, обратно поедет пустой! Я слышала, что есть такие Tavi draugi, пришла к ним и сказала, что у нас просто есть пустой автобус — может, вы можете дать какую-то гуманитарную помощь, чтобы отвезти. Мы отвезли этот первый груз — я за 4 часа организовала автобус с грузом с ул. Вентспилс в Ужгород.
Потом пришла еще раз, стала приходить все чаще, и меня спросили: а ты кто и откуда? Узнав, что украинка, сказали — может, ты нам сможешь чем-то помочь. Я долгое время прожила в Латвии, хорошо знаю латышский язык, украинский, русский, английский и могла бы пригодиться — я ведь знаю тот менталитет и этот... Вот так и я осталась, днюю и ночую на Вентспилс, 50», — рассказала Ириша Могир.
Волонтеры сейчас очень нужны и в Tavi draugi (в том числе водители), и в Центре поддержки беженцев на ул. Калькю, сказали участники передачи.
«Нам нужны люди, которые, во-первых, знают русский язык! И конечно, приходят волонтеры, которые знают только латышский и английский, но вся работа центра происходит на русском языке. Нам нужны любые руки, любая помощь, так же как и Tavi draugi, потому что этот центр основан на добровольной основе.
Вся координация, организация работы центра, чтобы не было хаоса, который был в Доме конгрессов — именно волонтеры это всё обеспечивают. Рассказывают, куда идти, что нужно делать, каковы шаги для получения того, того и того.
График у нас в две смены, утреннюю и после обеда, и у меня минимум 20 волонтеров каждую смену, то есть 40 в день. И в принципе, лучший результат был бы, если бы их было 60 в день.
Но есть и очень хороший признак: украинцы, которые сами уже всё оформили, они хотят отплатить за добро тем, что приходят к нам — ищут меня, пока я бегаю по всем этажам, и они тоже предлагают помощь и хотят работать, быть волонтерами. И они идеальные волонтеры! Потому что они сами прошли через весь этот процесс и порой получше меня могут рассказать, что происходит», — поделилась Майя Гредзена, координатор волонтеров Рижского центра поддержки жителей Украины.
Как сообщал Rus.LSM.lv, правительство постановило: когда в Латвию прибудут 30 тысяч украинских беженцев, семь городов государственного значения должны будут принять почти 15 тысяч человек. Наибольшая нагрузка ляжет на Ригу. Если ситуация в Украине ухудшится, не исключено, что в Риге придется открыть еще один центр поддержки беженцев. Но найти людей, которые там будут работать, станет, по оценке Рижской думы большим вызовом, сообщало LTV.