ТЧК

ТЧК. "Новая газета. Европа" в Латвии: интервью с главным редактором

ТЧК

Война в Украине. Спецэфир

ТЧК. Желание помочь украинцам

В Доме конгрессов был хаос, на Калькю намного лучше — волонтер

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Вита Важеевская — беженка из Украины. Сама пройдя через процедуру официальной регистрации в Латвии, теперь она помогает этот же путь пройти другим своим новоприбывшим согражданам. Вита работает на добровольных началах в рижском Центре поддержки беженцев. Она рассказала в дискуссионно-аналитической программе «ТЧК», что сейчас процесс уже отлажен, по сравнению с первыми неделями, но все равно еще есть ряд моментов, которые нужно улучшить.   

«Когда мы приехали, работал только центр помощи беженцам в Доме конгрессов, и там действительно был определенный хаос. И первые дни люди сидели по два-три дня, чтобы подать заявку на визу. Было очень шумно... Конечно же, старались девочки-волонтеры и все сотрудники помочь, но ведь еще и люди очень уставшие были. Еще не понимали, куда и как им идти, так что да — был какой-то хаос.   

Очень хорошо, что открыли другой центр, на Калькю, там всё уже структурировано. Есть, конечно, какие-то нерешенные вопросы. Мне было проще: у меня здесь живет подруга, Санта, и она просто помогла мне — я с пожилой мамой приехала сюда. И Санта мне помогла по-человечески, я это прошла гораздо быстрее. Но мне больше нравится, как сейчас всё организовано. Потому что в каждом кабинете есть какие-то волонтеры. Есть информационные центры, куда люди могут подойти и узнать, как им быть.

Есть и недоработки. Раньше мы только визу оформляли — а теперь нужна и регистрация. Про это не все знали. При этой регистрации дается идентификационный код, по которому потом ты можешь устраиваться на работу. Не все знали, люди теперь приходят и говорят: что за код мне еще нужно — я на визу подался, почему я еще что-то должен, что вы меня гоняете туда-сюда, нельзя было сразу сказать? Я отвечаю: да, вы знаете — это первый раз для Латвии, первый раз для Европы такое страшное событие, и никто к этому не был готов, никто не знал, как это сделать, поэтому в Латвии учатся постепенно и чем могут, тем вам и помогают».

Большинство недоразумений удается уладить, рассказала Вита. По ее оценке, нельзя сказать, чтобы в процессе регистрации беженцев была какая-то особенная бюрократия. Но самое болезненное — это ожидание социальной помощи, порой долгое:

«Многие убегают об бомбежек, не взяв с собой ни денег, ни вещей, едут в чем есть. Например, мы с мамой смогли взять только рюкзаки, с которыми и сели в эвакуационный поезд — быстрее, быстрее, пока перерыв между бомбежками и сиренами. Поэтому первое, что людей беспокоит — это жилье и социальная помощь. Где им остановиться и на какие средства существовать».

Еще одна гостья передачи, координатор волонтеров Рижского центра поддержки жителей Украины Майя Гредзена, подтвердила, что сейчас беженцам доводится очень долго ждать получения социальной помощи. Сведения из соцсетей, что за гуманитарными пакетами приходится стоять в долгой очереди, расписанной уже до мая — правда. Это один из самых тяжелых вопросов для беженцев, пояснила Вита Важеевская, потому что большинство из них приезжает без каких-либо накоплений:

«Многие со слезами на глазах приходят и просят: что мне желать, у меня вообще ничего нет, я не могу, у меня трое детей (или я инвалид), и у меня нет возможности приходить и здесь сидеть с утра. Или кто-то уже успел устроиться на работу и тоже говорит, что не может надолго отпрашиваться, чтобы сидеть в этой очереди — но и без денег-то тоже не может!

Конечно, мы стараемся к каждому подойти индивидуально, если это инвалид или многодетная мать, стараемся провести все-таки вне очереди... Но есть такое пожелание лично у меня (по опыту): может быть, сделать либо отдельный кабинет, либо отдельного человека посадить там же, в этом 106-м кабинете, который отдельно бы отдельно обслуживал инвалидов и многодетных родителей. Чтобы хотя бы им облегчить прохождение формальностей и ускорить получение этих средств.

Потому что да, действительно, из-за того, что поток большой — не справляются, и очередь уже на май месяц. Нужно еще дождаться получения вот этих выплат: за три месяца «жилищные» на тебя и ребенка, единовременную выплату, чтобы тебе дали справочку для получения трех продуктовых наборов и одного набора бытовой химии».     

Вита Важеевская работает в центре информации на первом этаже, куда в первую очередь обращаются с вопросами новоприбывшие, и объясняет им, куда дальше им следует идти, в какие кабинеты, какую помощь они могут получить.

«Начать с визы, с регистрации, потом уже спуститься в знаменитый уже 106-й кабинет написать заявку на получение социальной помощи. Потом — устройство на работу, аренда жилья вот сейчас компенсируется (коммунальные платежи). Жилье, детские садики, проездные билеты на общественный транспорт, билеты в зоопарк, продуктовые наборы... Очень много вопросов, и мы стараемся всем этим и помочь людям, чтобы у них не было хаоса в голове, и они знали, куда идти и что делать».

Как сообщал Rus.LSM.lv, правительство постановило: когда в Латвию прибудут 30 тысяч украинских беженцев, семь городов государственного значения должны будут принять почти 15 тысяч человек. Наибольшая нагрузка ляжет на Ригу. Если ситуация в Украине ухудшится, не исключено, что в Риге придется открыть еще один центр поддержки беженцев. Но найти людей, которые там будут работать, станет, по оценке Рижской думы  большим вызовом, сообщало LTV.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное