- Полное видео доступно здесь.
Говоря об интеграции и лечении тугоухих и неслышащих людей, Пексис подчеркнул важность их интеграции в семьях:
«Очень часто даже в семьях вытесняют тугоухого человека, особенно если это пожилой человек, который со старением теряет слух.
Мы — те, кто хорошо слышит, должны понимать, что мы и только мы можем подстроиться под тугоухого».
Отоларинголог подчеркнул, что нужно обеспечить доступность среды не только для людей с физическими ограничениями, но и для тех, у кого есть проблемы со слухом.
«Тугоухий человек слышит хуже. Он может услышать нас с небольшого расстояния. То есть нету смысла разговаривать с тугоухой бабушкой из другой комнаты. Ведь почему строят возле шоссе заборы шумопоглощающие. Потому что звук распространяется в прямом направлении, как луч, а не как пар в турецкой бане», — пояснил лор.
Он подчеркнул, что,
когда человек начинает хуже слышать, это сравнимо с началом изучения иностранного языка.
Поэтому в общении нужно сфокусировать внимание человека, обращаясь к нему по имени, учитывать расстояние, с которого он может вас услышать, не говорить хором, устранить фоновый шум (музыка, телевизор), говорить внятно и не торопясь, делая паузы между словами. Последнее особенно важно, если вы общаетесь с пожилым человеком.
«Представьте, что вы только начали изучать иностранный язык. У вас очень устает мозг, потому что вы не справляетесь с объемом информации. Тугоухий должен еще и услышать», — отметил Пексис, акцентируя на важности эмпатии.
«Это не относится только к доктору — быть эмпатичным к его пациенту. Это относится к любому из нас: быть эмпатичным друг к другу, несмотря на недостатки»,
— сказал специалист.
Такого же мнения придерживается и другой гость программы — политолог Кристиан Розенвалдс, для которого близка тема проблем со слухом. Политолог подчеркнул, что такие проблемы имеет практически каждый десятый.
«Иногда мы думаем, что это только люди, которые носят мощные слуховые аппараты и вообще ничего не слышат. (…) Но ведь есть же много людей, которые наблюдаются в клиниках [со слуховыми проблемами] просто из-за возраста.
(…) У меня есть друг, который был в армии, которого просто контузило, он одним ухом почти ничего не слышит».
Розенвалдс отметил, что часто люди стесняются переспрашивать и мирятся с этим, хотя им можно пойти на встречу. В качестве примера политолог привел ситуацию в магазине, где из-за громкой музыки не каждый покупатель может услышать кассира, что у людей часто вызывает раздражение и негативную реакцию.
Если во время общения человек стал плохо разбирать сказанное, часто переспрашивает — это один из признаков, что пора обратиться к врачу. При этом, в большинстве случаев слух можно если не вернуть полностью, то хотя бы улучшить, пояснил доктор медицинских наук, отоларинголог, руководитель частной клиники заболеваний уха, горла и носа Каспар Пексис. В эфире программа Rus.LSM «ТЧК» он рассказал о признаках тугоухости у детей и взрослых, о ее причинах и лечении.
Как ранее писал Rus.LSM.lv, в Латвии сильно не хватает сурдопереводчиков, а в большинстве театров все еще нет субтитров, хотя доступ к информации для неслышащих и слабослышащих стал еще актуальнее из-за войны, рассказала программе Rus.LSM «ТЧК» сурдопереводчик LTV Элза Вейсмане.