«Мы начали активную коммуникацию в строительном секторе и видим, что в течение двух недель многие идут на вакцинацию и на данный момент процент привитых, думаю, уже больше 65%. […] Ещё есть время. Мы активно убеждаем всех, что это надо сделать. Потому, что с 15 декабря на строительных объектах будут находиться только люди с «ковид»-сертификатом», — рассказал Гинт Микельсонс, глава Латвийского партнерства строительных подрядчиков.
Но, несмотря на то, что охват вакцинации от Covid-19 растет, представитель Альянса девелоперов недвижимости (NĪAA) Марек Клявиньш считает, что переходный период, в течение которого в строительстве могут участвовать не только привитые и переболевшие, но и обладатели негативных тестов, следовало бы продлить. Потому что до 15 декабря все желающие не успеют завершить вакцинацию.
«Если мы берём самый низкий уровень рабочей силы, там с прививкой идет очень туго»
, — констатировал гость передачи.
Г. Микельсонс подтвердил: «Мы видим, что в декабре при оптимистичном сценарии вакцинированных может быть 80%. То есть будут стройки, где в течение декабря, в январе работники всё еще будут вакцинироваться. Так что придется продлевать работу на каких-то объектах на месяц-два или, может быть, три».
По его словам, Латвийское партнерство строительных подрядчиков уже работает над рекомендациями, что делать в ситуациях, когда стройку объективно нельзя завершить вовремя по причине отсутствия сертификата у части занятых на объекте.
На вопрос, кто же проконтролирует после 15 декабря, все ли на объекте имеют нужный QR-код, он заверил, что вряд ли кто-то будет обходить со сканером все большие и малые стройки. Однако, на крупных объектах (всего их по стране, по оценке Г. Микельсонса, 500-600) контроль будет осуществляться уже на входе: «Я думаю, что основной контроль будет на больших стройках, где есть электронные системы, где уже сканируются все работники, которые заходят на объект. Конечно, никто не будет бегать по квартирам и проверять в частном секторе».
«Но люди должны понять, что и сейчас возрастает число заболеваний коронавирусом на стройках. Все понимают, что вакцинация не спасает от вируса полностью, но это возможность перенести его в лёгкой форме, не попасть в больницу и остаться живым», — добавил участник «Открытого вопроса».
Ну а что делать с работниками, которые еще не приняли решение, прививаться или нет?
«Важно, чтобы работодатель доносил информацию до работников, что [...] после 15 декабря, если не будет этого сертификата, работника не могут допустить к работе. Его отстранят от работы без сохранения заработной платы или будет вынужденный простой по вине работника, за который также не будет выплачиваться заработная плата», — сказала представитель Трудовой инспекции Даце Стивриня.
По ее словам, вопрос увольнения работников без сертификатов пока не отрегулирован. Но скорее всего это временно.
«В Сейме находится законопроект [...], который включает право работодателя прекратить трудовые правоотношения с работником, если у него, соответственно, не будет этого сертификата. Но это ещё в процессе, завтра будет заседание», — сообщила она.
И хотя нюансы еще не принятого законопроекта могут измениться, предполагается, что будет так: в тех случаях, где сертификат необходим, а у работника его нет, работодатель сможет сначала отстранить его от работы на определенный срок, а если и по истечении этого срока сертификата не будет, то у него будет право расторгнут трудовые отношения.
«Иначе какой смысл сохранять сотрудника, если он не идет на уступки и не выполняет требования, необходимые, чтобы работодатель был вправе его допустить к выполнении работы?»— задала Д. Стивриня риторический вопрос.
До этого Гинт Микелсонс прогнозировал, что пара тысяч строителей могут сменить отрасль и что придется начать переговоры с государством о том, что делать с объектами, которые как раз из-за этого нельзя завершить в срок.
Ранее Rus.LSM.lv сообщал, что сдаче уже начатых объектов угрожают и резко подорожавшие стройматериалы. В частности, глава Латвийского союза самоуправлений Гинт Каминскис рассказал, что некоторые подрядчики уже предпочитают разрывать контракты, потому что по прежним ценам их не выполнить.