«В следующем году я ожидаю рост [экономики] примерно в 1,5%. Что будет значительно лучше — это потребление, потому что уже в этом году начался рост реальных зарплат. А в следующем году рост будет довольно быстрым. Мы уже знаем, что для [части] работающих в госсекторе он будет даже больше 10%, и это означает, что у них покупательная способность вырастет примерно на столько же», — сказал Петерис Страутиньш
Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис также связывает позитивные ожидания с тем, что доходы населения будут опережать инфляцию, а европейские фонды простимулируют инвестиции: «Мы будем впускать в экономику больше европейских фондов, из-за этого немного усилятся инвестиции. И, конечно, усилится внутренний спрос — за счет того, что покупательная способность начинает расти, то есть люди будут потреблять больше».
Впрочем, учитывая ситуацию в странах Евросоюза, в Латвии, для которой основным рынком сбыта является Европа, спад объемов экспорта может продолжиться, считает Петерис Страутиньш.
«Цены на важные экспортные продукты — в первую очередь древесину, продовольствие и многое другое — упали. Это приятно потребителям, но для промышленников это создает трудности»,
— констатирует он.
«Проблема в том, что очень большая часть деревообработки в Латвии размещена в местах, где не так много других рабочих мест. Есть регионы, где она абсолютно доминирует.
Например, если мы говорим о востоке Видземе — особенно о Гулбене, Алуксне: если там [отраслевой] кризис продолжится, то там может вырасти уровень безработицы», — продолжает он.
В Риге же и в центральных регионах Латвии структура экономики иная. Рига специализируется на услугах — часто интеллектуальных, которые при этом экспортируются. И здесь проблем экономист не видит.
Если говорить о потребительских ценах, то на будущий год Банк Латвии прогнозирует инфляцию на уровне 2%, а основную или базовую (ту, что не включает в себя продукты питания и энергоносители) — в 5,2 % .
Ожидается, что в какой-то момент снижение цен на мировых рынках на различные категории товаров и продовольствие, хоть и с опозданием, но отразится на магазинных ценниках.
«Цены производителей в Китае и Германии сейчас резко падают. В Германии снижение этих цен – уже почти на 10%. Это значит, что товары долгосрочного пользования, как автомобили и разная техника, станут дешевле. Это уже происходит. [...]
Это один фактор. Другой — в том, что падение цен на энергию на биржах еще не отразилось в потребительских ценах. [...] Цены на тепло резко снизилось в этом сезоне и это продолжится в следующем. Цены на продовольствие на мировых рынках падают уже полтора года. Конечно, реакция магазинов [на эти изменения] очень замедленная. Но довольно вероятно, что цены на некоторые продукты питания в следующем году будут ниже, чем в нынешнем», — говорит С. Страутиньш.
Не приведет ли рост зарплат к новому витку роста цен? Этого, считает экономист, не должно произойти из-за общего падения цен на мировых рынках.
По прогнозу Банка Латвии, в 2024-м годовая инфляция вернется к 2% и в следующие два далеко от этого уровня не уйдет, зарплаты же до 2026 года включительно будут расти на 7,6-8%. Как сообщал Rus.LSM.lv, в 2022-м доходы среднего латвийского домохозяйства выросли на 9,1%, до 740 евро в месяц на одного члена; потребительские же цены в том же году росли намного быстрее. Впрочем, во втором полугодии 2023-го рост зарплат снова стал опережать инфляцию.