«Безусловно, для Европы встряской стало начало полномасштабной войны. Встряски в 2014 году было недостаточно, хотя какие-то меры и были приняты. Но их не хватило, чтобы предотвратить начало войны», - отметила Антонина Ненашева. Тогда, говорит она, Европа придерживалась курса, что «не дружить с РФ не значит не торговать», хотя многие эксперты и предупреждали, что дело не только в политике, но и в энергетической независимости.
Сильное газовое лобби было и в Латвии, говорит Антонина Ненашева, отмечая, что все эксперты пугали, что в случае отказа от газа цены будут просто сумасшедшими. Цены, признала она, действительно выросли, но, спустя полгода, когда рынок перестроился и переключился на других поставщиков, цены стабилизировались.
«Никто из государств Евросоюза не был готов отказаться от благ, что давало сотрудничество с РФ», - согласился и депутат Сейма Ингмар Лидака.
Он пояснил, что
отказывающаяся от газа страна гипотетически теряла экономическую стабильность – в отличие от тех, кто оставался на этой газовой игле.
«Сейчас мышление поменялось. Да, газ дороже. При этом ущерб, нанесенный Украине, оценивается в 700 млрд долларов. И это не считая помощи, что Украине оказывает демократический мир. Можно продолжать покупать дешевый газ. Но кратковременная выгода может обернуться большим ущербом. И потому мышление в Европе поменялось», - сказал Лидака.
Rus.LSM.lv уже писал, что после вторжения РФ в Украину цена голубого топлива резко подскочила до 150 евро и после некоторого снижения достигла абсолютного исторического максимума в 350 евро в конце августа 2022 года. Затем началось последовательное падение.
Как писал Rus.LSM.lv, председатель правления АS Latvijas gāze Айгарс Калвитис ранее признал, что не берется прогнозировать, какими будут цены газа в новом отопительном сезоне, но признал, что по сравнению с 2019-2020 годами, скорее всего, они будут высокими.