Правила касаются проверки личности мигрантов по прибытии в ЕС, оговаривают процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении убежища и предоставления убежища в стране ЕС, ответственной за рассмотрение заявления. В том числе планируется создание единой базы данных (биометрических и прочих) о мигрантах — и в нее будут внесены все те, кому Европа ранее уже отказывала в убежище.
«Это важный шаг в согласовании интересов стран, которые имеют право проверить каждого иностранца, пытающегося въехать или войти в страну, с международным правом. Чтобы те, кто действительно преследуется, чьей жизни есть угроза, те, кто бежит от войны в Афганистане, Сирии или, как теперь, в Украине, те, чьи дома уже разбомбили или скоро разбомбят — были впущены и приняты.
Чтобы и волки сыты, и овцы целы. Граждане стран будут «сыты», видя, что они могут проверять прибывших людей (и что их страны не обязаны впускать каждого, кто пожелает приехать!)».
Но беженцы должны и будут получать приют, говорит Межс. Он пояснил, что как латвийский гражданин хотел бы видеть стену на восточной границе, но если по ту сторону границы, как прошлой зимой, замерзают насмерть иностранцы — обязанность Латвии все-таки такого больше не допустить:
«Они должны впускаться в Латвию, отправляться в госпиталь, и потом уже разделять, у кого есть право тут, в Европе остаться как беженцу — а у кого такого права нет, и потому они должны или добровольно возвращаться в свою страну (кстати, можно возвращаться с помощью Международной организации по миграции, и около 100 иностранцев ежегодно такой возможностью пользуются), или они в крайнем случае уже принудительно возвращаются в страну происхождения».
Новое регулирование предусматривает и принцип обязательной солидарности стран ЕС. Создание механизма обязательной солидарности означает, что некоторая часть мигрантов будет переселяться в другие страны ЕС. Если какая-то страна-участница откажется принять этих людей — она должен будет сделать финансовый или материальный взнос в пользу принимающих стран.
В Евросоюзе есть страны, которые уже задыхаются от притока мигрантов (Греция, Италия), и понятно, что они не должны в одиночку разгребать эти проблемы, прозвучало в передаче. И эта норма на самом деле — в интересах стран Балтии, говорит Межс. Случись так, что война перекинется в Беларусь — что тогда делать маленьким Латвии, Литве и Эстонии, которым придется впустить не 2-3 тысячи беженцев в год, а, возможно, сотни тысяч?
«Тогда мы будем очень просить остальные страны: вот эти люди бегут от смерти, их убивают на родине, они должны быть спасены, но Латвия с ее двухмиллионным населением никак не может такой огромный объем принять. Теперешние 30-40 тысяч украинцев — этот уже максимальная грань наших возможностей. И тогда нам будет очень кстати эта солидарность, которую мы до украинской войны как-то не очень жаловали (по объективным причинам)».
Как сообщал Rus.LSM.lv, в 2023 году число попыток незаконного пересечения границы Латвии из Беларуси увеличилось в 2,5 раза.
Ранее журналистам передачи Aizliegtais paņēmiens («Запрещённый приём») удалось внедриться в одну из группировок контрабандистов. Они выяснили, что переправкой людей с белорусской границы в Германию занимается множество группировок. За транспортировку одного нелегала водителям обещают от 800 до 1600 евро.
Ранее в Погранохране отмечали, что границу пытаются одновременно пересечь большие группы из 20-30 человек с усовершенствованной организацией, лучше оснащенные, чем раньше, и ведут они себя более уверенно.
С 20 сентября приостановлена работа контрольно-пропускного пункта Силене на границе с Беларусью — чтобы, высвободив кадры, обеспечить неприкосновенность государственной границы.
Согласно разработанным инструкциям, если ситуация не улучшится, следующим шагом станет полное закрытие границы с Беларусью. Однако начало 2024 года ознаменовалось некоторым затишьем на границе.