Послеродовую депрессию в Латвии обсуждают спорадически — психолог

Проблема послеродовой депрессии (которая может коснуться и матерей, и отцов малышей) становится предметом дискуссий в латвийском обществе, когда случаются трагедии. Затем она снова пропадает из поля зрения общества и государства, но никуда не девается, заявила в передаче Rus.LSM.lv «ТЧК» Диана Занде — клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, автор диссертации о депрессии у родителей во время беременности и после родов.

Полное видео доступно здесь

Если молодая мать обращается за помощью сама, например, к психиатру или психотерапевту — то она на индивидуальном уровне получает помощь, часто это  происходит в рамках частных консультаций и не отражается в общей статистике, поясняет психолог:

«Но если мы думаем о государственной системе, где имелись бы алгоритмы помощи — я бы сказала, молодым родителям, потому что послеродовая депрессия касается не только мам, но и отцов, к тому же в мире говорят о перинатальной депрессии (наступающей еще в период беременности), — то здесь есть над чем задуматься.

Я консультирую пациентов уже 25 лет, начинала как волонтерка, консультировала по грудному вскармливанию и потом уже начала учиться, мой интерес все время был вокруг родов, вокруг женщин и затем уже вокруг семьи. И я могу сказать, что этот интерес в обществе [к послеродовой депрессии] — спорадический.

Случается у нас несчастье — они случаются регулярно, потому что послеродовая депрессия может быть очень тяжелой — она способна перейти в послеродовой психоз, — и когда женщина убивает себя, или она убивает ребенка (это самые страшные последствия такого состояния), сразу общество и специалисты, конечно, об этом много говорят! Но потом это снова притихает».

Случай Анны Янсоне — не единичный, прозвучало в передаче. Так, в 2020 году жительница Дагдского края убила своего 11-месячного сына, и в качестве основной причины преступления следствие упоминало именно послеродовую депрессию матери. В 2013 году в Вентспилсе спрыгнула с моста в реку 28-летняя мать двух маленьких детей, прижав их к себе — она тоже испытывала тяжелую депрессию.   

По словам Дианы Занде, для помощи людям с послеродовой депрессией создано общество Debesmanna.com, оно действует уже уже 10 лет, и по опыту этой работы можно сказать, что хотя в Латвии многие специалисты «понемногу копают» в этом направлении, не хватает обширного понимания и достаточно серьезного  повседневного внимания в государстве к этой проблеме:

«На хроническую проблемы мы смотрим как на кампанию: вот сейчас — ситуация, и мы все об этом говорим. И потом опять затихаем. И это, наверное, самое страшное, потому что женщины рожают каждый день, и рожают всё новые женщины.

То есть новые и новые мамы могут попасть в сети послеродовой депрессии, и новые семьи могут страдать от этого. Помощь не должна быть чем-то, что растает как снег — нужно работать повседневно и последовательно».  

Как заявил ранее президент Латвийской ассоциации психиатров Марис Таубе, хочется надеяться, что исчезновение молодой матери Анны Янсоне, чья маленькая дочь была найдена без признаков жизни в лесу, заставит государство и медицинских специалистов уделять больше внимание послеродовому уходу. Что касается введения новых мер эмоциональной поддержки женщин после родов, то с бюджетной точки зрения это может быть организационная, методическая, информационная поддержка. Таубе подчеркнул, что самая большая проблема — это когда мать представляет опасность для собственного ребенка. Важно вовремя замечать и распознавать подобные случаи.

По оценке профессора, заведующего кафедрой психиатрии и наркологии Рижского университета имени Страдиня Элмара Ранцанса заболеть послеродовой депрессией в течение первого года после родов может каждая десятая женщина.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное