Солнечные панели: есть ли выгода?

С мая 2022 года Rus.LSM следит за опытом содержания солнечных панелей в частном доме. Наши герои — семейный врач Андрис Бауманис и предприниматель Павел Макрецкий. Мощность установок у них примерно одинаковая, но системы учета электроэнергии разные. Какая из них выгоднее и что происходит с солнечными панелями зимой? На эти вопросы искал ответы наш корреспондент Даниил Смирнов.

Андрис Бауманис — семейный врач. Солнечные панели на крыше дома он установил в апреле 2021 года. Их мощность — 14,8 киловатта. Направление — запад-восток.

У предпринимателя Павла Макрецкого аналогичное расположение панелей, их мощность чуть меньше, 11 киловатт, и поставил он их позже — весной 2022 года.

Между системами наших героев есть существенное отличие — система учета электричества. У Павла Макрецкого она нетто-накопительная. Владелец солнечных панелей запускает в общую сеть электричество. На виртуальном счету в Sadales tīkls накапливаются киловатты. Потом за зиму ты их используешь, а в марте весь накопленный остаток сгорает.

«Для тех людей, кто получил панели до конца этого года, она будет действовать еще пять лет», — говорит Макрецкий.

У Андриса Бауманиса — нетто-расчетная система. Она работает по-другому. В ней накапливаются виртуальные деньги за каждый киловатт-час попавшего в общую систему электричества согласно биржевой цене на тот момент. Потом, когда электричество необходимо — ты покупаешь его обратно. При этом накопленная сумма не сгорает.

Обе системы работают почти два года. Кто же в конечном итоге оказался в более выгодной позиции? Поскольку Андрис Бауманис поставил свои панели чуть раньше, то он успел заработать на энергетическом кризисе 2022 года.

«Прошлый год был очень положительный, и больше половины я получил обратно. То есть 4000 евро вернуло государство. И где-то я произвел электричества на 3000. Это получается 7000. Это большая выгода».

За 2022 год панели выработали почти 9000 киловатт-часов, и с учетом разницы между производством и потреблением прибыль Андриса — 3114 евро. Однако в этом году солнечные панели поставили уже многие частники, а также были введены в эксплуатацию коммерческие солнечные электростанции. Это повлияло на биржевую цену электричества. Иногда летом в солнечные дни цена была отрицательная.

Арифметика простая. В 2022 году при цене в 22 цента за киловатт-час и выработке 100 киловатт-часов в день можно было на виртуальном счету получить 660 евро в летний месяц. А вот при нынешних от 3 или 5 центах за киловатт час — лишь 90 евро в месяц.

«Естественно, если летом стоимость энергии близка к нулю либо отрицательная, то смысл в использовании мощных солнечных панелей как таковых отпадает, и накапливать в банке свою энергию на зиму нет смысла.

И огромные инвестиции, которые были сделаны в установку, что с ними будет происходить. Особенно во что обойдется утилизация панелей — вопрос очень сложный», — говорит Павел Макрецкий.

Поэтому выбравший нетто-накопительную систему Павел сейчас оказался в выигрыше. Он накапливает энергию летом, а получает ее от Sadales tīkls зимой. Т.е он отдает в систему дешевую летнюю энергию, а получает дорогую зимнюю. И так будет 5 лет. Павел говорит, что Sadales tīkls это невыгодно, и там стали менять правила по ходу игры:

«Sadales tīkls существенно поменял условия использования солнечной энергии, в частности, та энергия, которую мы в течение года копим — ее показатель обнулялся по старым правилам 1 апреля. Сейчас — с 1 марта».

Несмотря на то, что нетто-расчетная система финансово невыгоднее в этом году, Андрису Бауманису все же удалось накопить к зимнему сезону тысячу виртуальных евро, а не три, как годом раньше. Тем не менее он уверен, что солнечные панели прекрасно окупаются:

«Я год назад, когда поставил панели, купил заряжаемую машину-гибрид. Она проехала почти 25 тысяч км за год. И большую часть она заряжалась через электричество, которое производят эти панели».

При потреблении в среднем автомобилем 8 литров бензина на 100 км, чтобы проехать такое расстояние, Андрису понадобилось бы 2 тонны топлива стоимостью выше 3000 евро. Кроме того, зимой у доктора Бауманиса дом отапливает тепловой насос, который потребляет по 50 кВт-часов электроэнергии в день. Так что система окупается за счет личного потребления энергии. Однако один большой минус все же есть — зимой выработка энергии практически приостанавливается, и нет даже смысла чистить панели от снега.

«Сто процентов, не имеет смысла чистить — потому что выработка будет очень маленькая. Если пик производства летом, когда идет вверх, то зимой это — полная яма. За ноябрь месяц панели выработали чуть больше 100 киловатт-часов. Это столько, сколько хватает на два дня тепловому насосу»,

— говорит Бауманис.

У Павла Макрецкого аналогичные наблюдения:

«Когда солнечный день — выработка есть, но если солнце спрятано за тучами — выработка уже минимальная. В дополнение к этому, когда выпадает снег, она вообще прекращается. Вчера, когда у нас был солнечный прекрасный день, выработалось всего лишь 2,9 киловатт-часа за день».

Как сообщал Rus.LSM.lv, энергоценовой кризис 2022 года привел к резкому росту использования солнечных батарей в Латвии, и в июне 2023-го в Sadales tīkls было зарегистрировано поступление более 20 гигаватт-часов электроэнергии, произведенной солнечными панелями. Впервые именно энергия солнца составила большую часть общего объема электроэнергии, произведенной в Латвии в течение месяца. В 2022 году число домохозяйств, которые сами производят электроэнергию, достигло 10 000, в июне этого года их стало уже 15 000.

Но, как писал Rus.LSM.lv, отношения владельцев солнечных батарей и предприятия Sadales tīkls нередко оказываются небеспроблемными. Домовладельцев порой не устраивают предлагаемые им условия расчета, как и отдельные технические требования, делающие передачу выработанной энергии в общую сеть невыгодной.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное