Насколько готовы латвийские СМИ к часу «Х»? NEPLP говорит, что лучший план действий — у LTV

Работа средств массовой информации в случае войны или другого кризиса очень важна – когда вы слышите тревожные сирены или объявления по громкоговорителю, вам нужно включить радио или телевидение, чтобы знать, что происходит и что делать. Средства массовой информации призваны предотвращать дезинформацию, документировать события и обеспечивать ответственность за правонарушения, а также информировать другие страны для привлечения зарубежной помощи. Разработали ли латвийские СМИ собственные планы действий, готовы ли они к возможной войне или военному вторжению? Об этом — материал журналиста Латвийского радио Агнии Лаздини.

КОРОТКО:

  • Роль СМИ в кризисной ситуации очень важна – они должны предоставлять обществу актуальную информацию.
  • Латвийское радио и Латвийское телевидение заявляют, что готовы к кризисным ситуациям, сотрудники обучены.
  • В частных СМИ ситуация другая, говорит NEPLP.
  • ReTV: есть вопросы по поводу безопасной инфраструктуры и технической поддержки в случае кризиса.
  • При разработке плана действий латвийские СМИ использовали опыт своих коллег в Украине.
  • СМИ ждут от Минкульта и Минобороны большей поддержки и ясности в действиях в кризисной ситуации.

Латвийское радио усвоило урок

После задымления в здании Латвийского радио в начале этого года, из-за которого на нескольких часов прервалось вещание, Латвийское радио усвоило урок и внесло улучшения в свой план действий по обеспечению непрерывности работы в кризисных ситуаций.

Правда, у Латвийского радио еще до этого происшествия был план действий на случай войны или военного вторжения. Как заявила член правления Латвийского Радио 1, отвечающая за развитие программ и услуг Иева Айле, если бы возникла такая ситуация, в эфире ЛР-1 транслировались бы только новости и информационно-аналитическое содержание, а все ресурсы были бы направлены на подготовку новостей:

«План охватывает много всего, начиная с разных вариантов вещания, заканчивая подготовкой персонала к действиям, схемами оповещения и конкретными действиями в каждой ситуации. Самое главное для аудитории – получить информацию, и то, что мы действительно рассмотрели и значительно улучшили после инцидента с задымлением, чтобы этот поток информации не прерывался, у нас есть алгоритм [в плане], что в течение 15 минут звучит первый новый выпуск новостей, мы позаботились о том, чтобы это можно было обеспечить.

Я думаю, что сейчас мы более подготовлены, чем когда-либо, мысля реалистично, оценивая опыт и улучшая наши внутренние инструкции».

LTV проверило план действий на практике

План действий на случай войны или военного вторжения имеет и Латвийское телевидение (LTV), которое поработало над его созданием больше всех латвийских СМИ.

Как пояснил председатель правления LTV Ивар Приеде, LTV неоднократно проводило и участвовало в учениях, чтобы проверить, работает ли план действий на практике, а также для обучения сотрудников. Также проведен опрос, чтобы выяснить, кто из сотрудников готов работать в условиях войны.

«Что будет транслироваться [в случае войны или военного вторжения], конечно, зависит от развития событий и насколько дееспособными мы будем де-факто. Но есть разные сценарии, в том числе возможное сотрудничество с другими СМИ для полного обеспечения контента 24/7. В первую очередь, конечно, с латвийскими СМИ, но есть мысли, что мы могли бы сотрудничать с соседями», — пояснил Приеде.

В четверг, 4 июля, общественные СМИ стран Балтии и Украины подписали меморандум о сотрудничестве в чрезвычайных ситуациях, чтобы иметь возможность обеспечить работу в случае, если одно из СМИ не сможет выполнить возложенные на него обязанности в родной стране. Соглашение предусматривает обмен информацией и знаниями, доступ к медиаканалам и платформам коммуникации в целях информирования общественности, обмен техническими ресурсами, логистикой, а также другие виды взаимной поддержки.

Для дополнительной безопасности,

LTV в настоящее время работает над созданием подразделения Земессардзе из сотрудников телевидения, которые помогут обеспечить защиту СМИ в кризисных ситуациях.

Более года назад Служба новостей Латвийского телевидения дополнительно разработала собственный план действий, сообщила директор службыИвета Элксне:

«Во-первых, мы бы изменили структуру Службы новостей. Во-вторых, мы знаем кто и что был бы готов делать на Латвийском телевидении. В-третьих, мы составили дневной график или программу — сколько нам нужно людей в круглосуточном режиме, чем будет заниматься каждый, какой контент будем производить.

Да, будут коллеги, которым придется переучиваться, потому что условия военного времени, конечно, потребуют других навыков, да и потребности в контенте тоже будут немного другими.

Мы все это рассмотрели, оценили и изменили».

NEPLP: лучше всех готово LTV

Председатель Совета по общественным электронных СМИ (СОЭСМИ, SEPLP) Янис Сикснис заявил, что появляется уверенность в готовности общественных СМИ к часу «Х»:

«СМИ к этому готовы, инфраструктура поддерживается. Конечно, это не значит, что все идеально. Мы знаем о мерах, которые СМИ еще собираются реализовывать и в этом, и в следующем году. Хорошая новость – что на это выделено дополнительное финансирование и средства массовой информации уже готовы обеспечить работу в чрезвычайных ситуациях, информировать население, если что-то произойдет. Но есть что улучшать».

А как обстоят дела с частными СМИ? Насколько они готовы к часу «Х»?

Ивар Аболиньш, председатель Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ, NEPLP), заявил, что ситуация отличается, но деталей раскрывать не стал:

«Отчет о непрерывности деятельности СМИ был подготовлен в прошлом году, мы представили этот отчет высшим государственным чиновникам, но я не могу сказать что-либо о содержании этого отчета, поскольку это документ с ограниченным доступом.

Ситуации, несомненно, разные. Но я могу похвалить Латвийское телевидение, которое готово лучше всех».

«На бумаге» все в порядке, но реальность непредсказуема

Все частные СМИ, с которыми связалось Латвийское радио, заявили, что планы действий на случай войны или военного вторжения готовы.

Латвийское региональное телевидение или ReTV, которое является информационным лидером в регионах, подчеркнуло, что «на бумаге» все в порядке, то есть и ответственные лица, и действия определены, в том числе возможное сотрудничество с другими СМИ. Главный редактор ReTV Инга Горбунова признала, что

самое сложное – не разработать план, а реализовать его в жизни, ведь никто не может предугадать, что и как произойдет:

«В нашем случае это вопрос инфраструктуры, потому что центральный офис нашего здания, студия находится в Валмиере и на данный момент выглядит очень уязвимой. Но мы вступили в переговоры с самоуправлением, чтобы как-то улучшить ситуацию. Второе, конечно, это техническая поддержка, потому что в отличие от общественных СМИ у нас нет государственного финансирования, мы должны думать сами, но в критической ситуации нам понадобится и оборудование, и генераторы, и нам нужно понять, как платить людям зарплату. Каждый вопрос влечет за собой десять других вопросов».

Опыт украинских коллег

При разработке планов действия латвийские СМИ тесно сотрудничают с коллегами из Украины, тем самым приобретая опыт и понимание того, как лучше действовать в различных кризисных ситуациях и что необходимо, чтобы иметь возможность продолжать работать в условиях войны и предоставлять качественную информацию обществу.

Руководитель службы новостей TV3 Андрей Метерс отметил, что возможных ситуаций в случае войны или военного вторжения может быть очень много, и предсказать их все невозможно, даже если захотеть, поэтому опыт Украины помогает обновить и дополнить план действий:

«Мы также выслушали опыт наших украинских коллег в первые дни войны, особенно в первые три [дня], первую неделю.

Исходя из этого, мы многое учли при разработке наших планов. Конечно, мы общаемся и разговариваем с другими [латвийскими] СМИ, а также с государственными учреждениями».

Константин Кузиков, председатель правления новостного портала Delfi, также подчеркнул, что украинские СМИ непосредственно поделились опытом обеспечения непрерывности работы СМИ в различных кризисных ситуациях. Однако Кузиков указал, что не будет подробно рассказывать общественности о действиях Delfi, чтобы эта информация не была услышана потенциальным противником:

«Журналисты должны уметь публиковать контент с телефона, уметь публиковать контент с видео, качество которого не очень хорошее. Редакция должна быть децентрализована – не будет так, как сейчас, когда журналисту нужно поговорить с редактором, чтобы понять – публиковать или не публиковать новость, эта ответственность будет лежать на нем самом. Они должны быть мобильными, потому что одно из самых важных вещей – предоставить офис, который будет как бы альтернативой нашему. Место для журналистов тоже должно быть фактически универсальным — где можно записать аудиоинтервью с телефона и все это опубликовать».

СМИ ждут большего от министерств

Все СМИ указали, что в настоящее время поддержка со стороны Министерства культуры и Минобороны в разработке планов действий на случай войны или военного вторжения недостаточна.

Среди прочего, СМИ хотели бы, чтобы министерства взяли на себя обязательство организовывать  более обширные учения по действиям в различных кризисных ситуациях.

В Минкульте, который разрабатывает и координирует медиа-политику, заявили, что готовность СМИ к кризисным ситуациям является одним из приоритетов ведомства, при этом общественные СМИ входят в отдельную «категорию D» — СМИ, которые играют значительную роль в случае кризиса.

Карлис Дагилис, внештатный советник министра культуры по вопросам СМИ, сообщил, что другие  медиа могут претендовать на попадание в «категорию D»:

«Это накладывает определенные обязательства – для разработки планов действий должны быть ответственные люди, должно быть обучение.

Самим СМИ это дает определенные бонусы или, скорее, преимущества в кризисных ситуациях:

— сотрудников могут не призвать на военную службу, определенные ресурсы более доступны, чем другим СМИ. Поэтому с 2022 года мы призываем СМИ активно подавать заявки на эту «категорию D». Их количество не может быть раскрыто, это служебная информация, но такие [подавшие заявку] СМИ уже есть».

Кроме того, Министерство культуры запланировало на осень учения, которые будут носить как практический, так и теоретический характер, будут проанализированы возможные кризисные ситуации и пути их решения. В конце августа Минобороны также организует курсы подготовки представителей СМИ для работы в районах боевых действий.

Хотя у СМИ есть свои планы действий, они не обсуждаются публично и значительная часть информации держится в секрете. Часто они готовы говорить открыто только после интервью, когда разговор уже не записывается. Это говорит о том, что, хотя планы и существуют, они все еще требуют значительного улучшения.

Один из вопросов, которых избегают чаще всего или на которые дают неконкретные ответы, касается предметов стратегического значения, например, есть ли у средств массовой информации бронежилеты и каски,

для защиты журналистов в случае войны или военного вторжения.

В Минобороны заявили, что в настоящее время средствам массовой информации доступны товары с уровнем защиты до уровня 3А. Изделия более высокого класса предназначены для ситуаций повышенного риска, для армии, полиции и служб безопасности. Однако в министерстве отметили, что этот вопрос будет решаться.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное