«Я бы не сказал, что есть охлаждение, эта тема все равно является темой номер один, о которой все говорят. Но получается, люди привыкли — всё нормально, нет никакой спешки [в организации помощи Украине]. Об этом я все время и говорю: все говорят — мы будем с Украиной настолько долго, сколько понадобится. Но это нужно менять и быть настолько много, насколько понадобится. Есть некая привычность этой ситуации.
Я смотрю, что много мероприятий устраивают в Европарламенте для поддержки Украины, но это уже становится обыденностью, это уже — ничего особенного.
Я хотел бы, чтобы это мышление в Европе изменилось со «сколько нужно долго» на «сколько нужно количественно». Но это означает работу — нужно капать им [на мозги], нужно говорить, это не то, что зависит от Европарламента, к сожалению. Я уже говорил, что возможности ограничены. Но то, что мы делаем — мы действуем на нервы тем, кто принимает решения в Еврокомиссии и Евросовете».
Те, кто принимает решения, не устали, а привыкли, говорит Позняк. В том числе поэтому политики осторожничают и не дают Киеву разрешение использовать дальнобойное западное оружие для ударов в глубине России.
«Когда говоришь с военными, все называют эту ситуацию абсурдной! То, что нет разрешения на использование оружия таким образом, ка кего нужно использовать. Политики упоминают эскалацию и Третью мировую войну, но когда задаешь вопрос, а что такое эскалация, как они себе представляют, чято будет — никто не отвечает. Мне кажется, все красные линии уже были пройдены со стороны России. И что будет эскалацией? Эксперты говорят, что у России сейчас нет такой мощи, чтобы... Мы опять-таки подходим к ядерной угрозе: вот настоящая причина, чтобы бояться».
Человеческие ресурсы армии РФ велики, но не безграничны, вот и солдат из Северной Кореи уже привезли. Известно о проблемах с мобилизацией и в украинской армии, прозвучало в передаче. Но, по оценке Позняка, проблема ВСУ в том, что оружия — нет:
«Было бы оружие, были бы и люди! Я понимаю, что украинцы не рвутся на фронт, зная, что всего нет, всего не хватает. Но я уверен, что если бы было ощущение, что дадут оружия сколько нужно — то не было бы проблем и на украинской стороне мобилизовать людей».
Все, что может сделать Европарламент — это просить союзников дать свое разрешение на использование оружия для ударов вглубь территории РФ, и он это делает, сказал Позняк. Решать же должны сами государства (Великобритания и США). В Британской Палате лордов «ведутся дискуссии»:
«У них есть проблемы сейчас во внутренней политике, новое правительство, и как раз представляют новый бюджет. Наверное, это причина того, что приоритетом является внутренняя политика.
В украинском обществе тоже есть определенное разочарование в своих политиках, потому что изо всей той помощи, которая была обещана союзниками, значительная часть задерживается. Не говоря уж о том, чтобы что-то дать дополнительно. То, что было обещано, еще не было дано до конца. И конечно, украинцам это больно, потому что они платят за это огромную цену. Они платят за это своими жизнями.
Я не чувствую никаких пораженческих настроений. Что они скорее всего сделают? Будут производить сами ракеты, дроны, у них огромный потенциал все это сделать. Как известно, ракетостроение в Советском Союзе было развито в Украине, и этот потенциал до сих пор есть. Что сейчас особенно болезненно — что летят на них ракеты, которые они когда-то России отдали... Но я достаточно убежден, что украинцы — сильный и творческий народ, они найдут выход. И я верю, что и Запад возьмет себя в руки и начнет поддерживать, насколько нужно».