Лед отступает
Во время кризиса все решения полезны — так говорят геоинженеры, которые сейчас пытаются найти способы, как защитить тающие ледники. Например, есть идея закачивать воду из океана на поверхность ледяного массива в надежде сделать слой льда толще.
То, что ледники быстро тают, мы знаем, как и то, что нам не удается быстро сократить выбросы и замедлить изменения климата. Но могут ли инновационные технологии спасти ледяные массивы в самых холодных регионах мира?
«Спасти невозможно. Мы не говорим о спасении. Совершенно ясно, что к концу этого века мы потеряем точно больше половины, а может быть, и две трети наших ледников. Я думаю, это вполне ясно, и тут ничего нельзя поделать. Мы можем лишь попытаться замедлить таяние локально», — сказал Кристап Ламстерс.
Трудно найти другую экосистему, на которую изменения климата влияют так же сильно, как на Арктику и Антарктику. Хотя эти два холодных региона находятся далеко от нас, климат, который мы знаем, на нашей планете без них немыслим.
«Лед тает очень быстро. Это можно видеть, например, в спутниковых данных, сравнивая снимки разных лет. И это можно наблюдать физически, находясь на месте: по льду течет вода, понижая его поверхность. Можно наблюдать, как лед отступает», — рассказал геолог.
Он привел пример: в Исландии экспедиция, в которой участвовал Ламстерс, вернулась к леднику, где побывала четыре года назад. В этот раз край ледника отступил настолько, что подледного туннеля, который был доступен предыдущей экспедиции, больше не существовало.
Надо считаться с повышением уровня воды
Быстрое таяние ледников не сулит ничего хорошего. От этого уже страдают люди в Андах, Альпах, Исландии, Гималаях и других местах, где можно увидеть таяние ледников своими глазами, и в целом по миру.
«Повышение среднего мирового уровня воды происходит медленно, но в каком-то смысле неостановимо. Изменения уже сейчас происходят довольно интенсивно. Если мы посмотрим до конца столетия, то увеличение [уровня] обещает быть в пределах от 30-40 сантиметров до метра — это в самом позитивном случае», — отметил Андрис Виксна.
По оценкам специалистов, из-за повышения уровня воды напрямую или опосредованно под угрозой по всему миру может оказаться миллиард человек, сообщил он. Представитель Латвийского центра среды, геологии и метеорологии подчеркнул: среди этого миллиарда есть и мы.
«Конечно, Балтийское море также соединено с океанами и всем, что происходит на планете. И у нас ожидается повышение уровня воды. По разным пессимистическим и оптимистическим сценариям, надо считаться с повышением на 30-60 сантиметров до конца столетия», — сообщил А. Виксна.
Есть и сценарии повышения уровня воды, которые рисуют очень мрачное будущее. Например, такое, в котором Латвия оказывается разделена на две части, поскольку вода из Балтийского моря дойдет до границы Литвы, отрезав Курземе.
Достигнут поворотный пункт
Чтобы это не случилось, ученые разрабатывают различные модели, как можно вмешаться в процесс таяния льда, чтобы стабилизировать ледники. Пока неизвестно, будут ли эти методы работать на практике, поскольку они у них может быть и обратный эффект, говорит Ламстерс.
Поэтому сейчас надо проводить исследования и моделирование, а возможно, и экспериментальное использование этих геоинженерных методов в конкретной области, но в любом случае ясно, что об этом надо думать и надо начинать что-то делать, сказал Ламстерс.
«Мы говорим о том, что поворотная точка — особенно в Антарктике — возможно, уже достигнута какая-то. После этой точки ожидается довольно быстрая потеря массы льда, и пути назад нет. Что бы мы ни делали, пытаясь снизить эмиссии это не изменит абсолютно ничего, потому что веха достигнута, лед начал быстро отступать. Единственное, что мы можем делать — замедлить это отступление, вмешавшись физически», — заявил Ламстерс.
Виксна с этим согласен. Он отметил, что мероприятия по снижению выбросов надо продолжать, но одновременно надо и приспосабливаться к реальной ситуации.
«Есть кое-какие локальные методы. Например в тех же Альпах экспериментируют с геотекстилем. Но это все локально. Глобальные решения, в принципе, на мой взгляд, на данный момент недоступны, и скорее надо смотреть на то, как снизить возможные последствия», — отметил Виксна.
Ученые ищут решения
Один из локальных методов, который рассматривался в некоторых местах для замедления таяния ледников, — это вышеупомянутая закачка соленой воды на поверхность ледника, как бы попытка заново нарастить ледник. Но Ламстерс считает это один из самых неэффективных методов, потому что для его реализации нужно огромное количество энергии.
Намного более успешными ученые считают две другие стратегии. Одна — вмешательство в подледную гидрологическую систему так, чтобы снизить массу, которая в результате таяния отделяется от ледника и попадает в океан, рассказал Ламстерс.
«Вторая стратегия, которая по эффективности фактически должна быть первой: мы пытаемся задержать теплые воды океана, которые поступают под шельфовые ледники, находящиеся в плавучем состоянии. Для этого есть разные методы. Один — поместить в океане заслон, занавес из геотекстиля, который не дает теплым водам контактировать со льдом и растапливать его со стороны основания», — продолжил Ламстерс.
Другой метод — создание искусственных островов или дамб. Такие геоинженерные решения уже существуют и используются, чтобы предотвращать затопление прибрежных территорий.
«В этом случае мы наваливаем большой вал — теплая вода не доходит до основания ледника, лед со временем становится толще и оседает на этой плотине. Тогда толщина льда увеличивается — скорость течения снижается и, возможно, мы сумели компенсировать этот необратимый эффект. Но возможны и обратные эффекты. Если мы не даем теплой воде затечь под шельфовый ледник в одном месте, то, возможно, она просто повернет к какому-то другому леднику, который находится поблизости», — признал геолог.
Все эти идеи еще требуют огромной работы ученых, финансовых средств и других ресурсов. Однако, в будущем, очень возможно, других вариантов просто не останется.