На портрете кисти Юлиуса Дерингса — 8-летняя дочка видного митавского купца Луизе Доротея Шмемане. Картину заказал отец девочки. В то время было модным создавать галерею семейных портретов. Портрет передавался по наследству — и теперь его приобрёл Национальный художественный музей для постоянной экспозиции.
Картина нуждалась в реставрации. Под овальной рамой было много выпавших кусочков краски и грунта. К тому же она была покрыта желтоватым лаком — это видно на фотографиях, которые были сделаны в процессе реставрации. Она почти закончена, осталась только тонировка.
Под ультрафиолетовой лампой видны тёмные места — это реставрационные тонировки, всё оригинальное покрыто лаком и выглядит светлей.
В набор рабочих инструментов реставратора входит не только кисть и палитра, но также щипцы стоматолога, чтобы вытаскивать маленькие гвоздики, модифицированные плоскогубцы, чтобы натягивать холст, и даже утюжок, чтобы разглаживать неровности холста.
ФАКТЫ
Латвийское общество реставраторов было основано в 1989 году, так что выставка эта юбилейная. Сегодня в обществе состоят 195 профессионалов, а в выставке принимают участие 80 реставраторов со 130 работами из коллекций латвийских музеев, Национального архива, Национальной библиотеки, храмов и частных собраний. Особое внимание нужно обратить на скульптурный эскиз Карлиса Зале для ансамбля Братского кладбища (раньше его могли видеть только специалисты) и на манускрипт XIII века, который «помирил епископа Курземского и Немецкий орден с их вассалами».
Им пользуются, и когда нужно подклеить картон, на котором написана картина. Технология простая: сперва клей, затем папиросная бумага, затем специальная клеёнка и, наконец, утюжка. Но вот клей — необычный.
«Мы сами варим клей из осетровых пузырей, варим, потом кладем на клеенку — вот они такие сушеные, и потом это уже клей сделан. Потом кладем прокипятить, чтобы он растворился и туда добавляем антисептик и ещё мёд, чтобы он был эластичным», — пояснила Дита Мурзиня, реставратор живописи ЛНХМ.
На самом деле в мастерских параллельно реставрируют несколько картин. Работы Александры Бельцовой готовят к осенней выставке. Автопортрет художницы преподнёс сюрпризы: на его обратной стороне оказался портрет неизвестного мужчины.
«Интересный факт, который открылся во время исследования, в лучах рентгена — на картине есть ещё один портрет скрытый внутри, он в этой части. И невооружённым взглядом можно увидеть контур ещё одного портрета в этой части. Четыре портрета в одном», — рассказала Агния Бурмейстере, реставратор живописи ЛНХМ.
Поскольку картина такая сложная, её готовят к выставке особым образом, чтобы можно было рассмотреть с обеих сторон.
Познакомиться с работами других реставраторов можно на выставке, которая проходит в Рижской Бирже: «Из прошлого в будущее. Мастерская реставратора»