— Сперва пару вопросов Татьяне. Что то у вас тут такое золотое, яркое изображено?
— Это «Впечатление». Импрессионизм. Впечатления от солнечных берегов в латвийском Саулкрасты, у моря. Ода солнцу! Мы там бывали несколько раз, и вот получили такое впечатление, радостное.
РАНЕЕ ПО ТЕМЕ
О «митьках»
- Александр Бушуев: А «митёк» остался! (интервью) 11.08.2018
- Рижский «Митьки-фест» в самом разгаре — здорово, братки! (мини-рецензия) 04.08.2018
- «Митёк» Дмитрий Шагин: «Любой абсурд однажды заканчивается» (интервью) 30.11.2016
— Гобелен?
— Скорее, коллаж, потому что тут и ткань, и клей. А вот рядом еще один мой коллаж — это «Митьковский квадрат», тоже черный. Парафраз на тему «Черного квадрата» Малевича.
— Вы где-то учились изобразительному искусству?
— Вообще-то я не профессиональный художник, не заканчивала специальных художественных заведений. Но можно так сказать, что чему-то училась у Мити. В конце концов, мы с ним вместе уже с 1979 года. И практически с восьмидесятого года я стала заниматься изобразительным искусством. Участвовала в проектах объединения «Митьки», которые обычно сопровождались, как мы это называем, «тряпочками». То есть вот этими самыми коллажами.
— О, а что за очаровательный «Владивосток»?
— Я жила там. И это вид из окна на знаменитую бухту Золотой Рог — это невозможно было не запечатлеть, конечно. Так что такие вот впечатления — тоже своего рода импрессионизм.
К разговору присоединяется Дмитрий Шагин:
— Ну, понятное дело, что огромное впечатление получила супруга. Такая красота, браток!
— Вы в подобной рижской ярмарке уже который год участвуете?
— Уже в третий раз. И даже немного расширили свои художественные горизонты — этим летом впервые в Латвии провели «Митьки-фест». Была и выставка в галерее в Старой Риги, ну, а потом Олимпийские «митьковские» игры на побережье Рижского залива.
— Будет продолжение?
— Разумеется. Если были первые Олимпийские «митьковские» игры, то значит, что это уже традиция заложена, и надо продолжать это славное дело.
— Расскажите о ваших представленных сейчас работах...
— Что до представленных работ, то вот, например, мой монументальный труд «Ивану Грозному приносят нового сына». Как известно, в этом году в конечном результате знаменитую работу Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» сняли! Дело в том, что там пришли некие люди и оскорбились сюжетом.
— «Патриоты»?
— В общем, те, кто сказал, что Иван Грозный святой и никакого сына не убивал. Там же металлическое ограждение-стойка, так ее сняли и реально повредили работу. Трагедия, конечно. Ну вот, моя работа «Ивану Грозному приносят нового сына» — это наш митьковский ответ!
А вот работа, в которой Герцен и Чернышевский стоят на изображении России. Первый, разумеется, вопрошает, «Кто виноват?», а второй интересуется «Что делать?» А Юра Бутусов из «Наутилуса-Помпилиуса» еще в районе изображения Америке, с гитарой напевает: «Гудбай, Америка!» Но уже отплывает. Кстати, у Америки с «митьками» историческая связь!
— С этого места поподробнее, пожалуйста...
— Тут изображен флаг Америки. Так вот, красные полосы на стяге — это взаимосвязь с тельняшками английских моряков, которые бунтовали и их сажали в Новом свете в тюрьму, Америка ведь была сперва английской колонией. И вот это была и форма заключенных. И когда произошла революция в США, то они из свой тюремной одежды сделали флаг! И теперь это символ освобождения от рабства!
Кстати, вот чего не ожидал... Я же нарисовал танкер между Россией и США, который перегораживает вход...
— Поздравляю, настоящее искусство всегда пророчествует!
— Вот так нарисуешь иногда, а затем глядишь — опа!
— Все будет хорошо?
— Конечно! Все будет! Мы всех спасем.
Кстати, вот «Митьки спасают Финляндию от экологической катастрофы». Дело в том, что там, где озерный район, травушка и вода, теперь открытым способом добывают графит. Хотят просто взрывать — и добывать. И мы туда поехали и поем песни, это видно на картине. Своей песней мы выгоняем сего шамана, который портит экологию. А песня очень проста (поет): «Ой да, да ой да, ой да, да ой да, злыдень с лесу уходи!»
— Гениально! Так, и лесковский «Левша» у вас?
— Да, и вот тут вокруг левши, который подковывает блоху, добрые люди, они помогают. Каким образом помогают? Они просто выпивают все запасы алкоголя, которые окружают мастера, чтобы тот не отвлекался, не спился и сделал свое могучее дело. Ну, и заодно помогают тем, что держат большое увеличительное стекло, чтобы малютка-блоха была видна.
И работа «Супер-артист». Тут такой мифологический герой, супер-художник, который всех спасает. В данном случае он спасает летящего свысока Икара-Икарушку, который тоже «митек» в тельняшке. Вот уже почти спас. Ну, это парафраз на тему Питера Брейгеля, конечно.
— В последние годы вы связаны с Латвией и по семейным обстоятельствам?
— Да, у нас тут живет наша старшая дочка, и мы периодически к ней приезжаем, учитывая, что у нее уже трое детишек, наших внучат.
— Какое у вас ближайшее мероприятие в Санкт-Петербурге?
— Значит, в Петербурге уже прямо сейчас проходит большая выставка, посвященная двухсотлетию Карла Маркса! В Русском музее, кстати, проходит. И вот там у меня огромная картина «Митьки уговаривают Карла Маркса не писать «Капитал». В общем, работа-«эпохалочка». И действительно, история свидетельствует, что второй том «Капитала» Карл все же не написал. В общем, наполовину уговорили.
— Слава «митькам»!
— Спасибо, браток!
Кстати, пользуясь случаем, главный «митек» России на ярмарке вручил особый диплом латвийскому писателю Вадиму Вернику. Недавно, накануне Лицейской годовщины в большом зале Царскосельского музея-лицея под Санкт-Петербургом в 26-й раз назвали лауреатов и дипломантов престижной Царскосельской художественной премии. В этом году среди её дипломантов оказался латвийский художник-мозаичист, автор романа «Горлица» Вадим Верник.