«Человеческая психика так устроена — во всяком случае в интеллигентских кругах, — что так называемые круглые даты наших гениальных предшественников мы стремимся отмечать, — сказал Rus.LSM.lv глава АНКОЛ, профессор, пианист Раффи Хараджанян (кстати, знакомый Хачатуряна). — Отмечать достойными мероприятиями. Мне представляется любопытным, что упомянутые юбиляры — немец, русский и армянин — были не только чрезвычайно плодотворны в творчестве, но и каждый по-своему, развивали идею “многообразия культур”, которая теперь зафиксирована в различных современных документах, принятых на высоком уровне».
И действительно — например, Брамс сочинил потрясающие «Венгерские танцы», Рахманинов в оперу «Алеко» включил «Цыганскую пляску», а Хачатурян в своих балетах дал «лезгинку» или, скажем, «Египетскую танцовщицу».
«Не может не радовать то, что в концертах анколовского цикла можно будет познакомиться с творческим обликом музыкантов молодого поколения
— они выступят наряду с опытными артистами. Так, скрипач-виртуоз рижанин Георг Саркисян сыграет изумительный скрипичный концерт Арама Ильича. Многообещающий пианист Даниил Мицкевич — крупномасштабную вторую сонату Рахманинова. А фортепианное трио (с кларнетом) из старших классов школы им. Э.Дарзиня — проинтерпретирует содержательный опус Брамса. Будем также в свободной форме рассказывать о юбилярах и на экране показывать кое-какие материалы. Словом, не заскучает наш слушатель. Но и, попутно, обогатится духовно».
По просьбе Rus.LSM.lv Раффи Испирович рассказал о своем общении с Арамом Ильичом.
«Но сперва отмечу, что весь мир отмечает его 120-летие. Так, ТВ-канал Mezzo (Франция) снимает документальную ленту. 6-го июня — именно в день рождения маэстро — в Ереване начнется Международный конкурс пианистов его имени. В третьем туре молодые играют с оркестром в превосходном зале, который так и называется — «Арам Хачатурян».
Лично я впервые пообщался с композитором со всемирной славой в Петербурге (тогда — Ленинграде), в артистической, после проведенного им авторского симфонического вечера.
При всей своей славе, он поразил открытостью, демократичной манерой поведения — а на дворе-то были “брежневские времена” и такое свободное поведение столь крупных общественных фигур было вовсе нетипично.
Арам Ильич вооружил меня номером своего “секретного телефона”, сказав, что отлично знает и ценит моих родителей-музыкантов.
Вскоре, созвонившись с ним, в течение двух дней я имел возможность интервьюировать мастера в его московской квартире, с глазу на глаз разговаривать на темы творчества. В то время я работал над книгой, посвященной его фортепианной музыке (она издана в Ереване) и это было крайне важно: получать информацию из первых рук. Мне чрезвычайно польстило, когда, в ответ на мои вопросы, Арам Ильич сказал: “Я вижу, Вы хорошо подготовились к нашей беседе”.
Хачатурян пять раз посещал Латвию с визитами творческого характера.
Влюбился в Юрмалу. Его балеты “Гаяне” и “Спартак” — несомненные вехи в жизни национального балета страны. Здесь же, в Музыкальной академии им. Я.Витола, нынче профессорствует его ученик Георг Пелецис. Обо всем этом я подробно написал в двух развернутых статьях. Одна опубликована домом-Музеем Хачатуряна в Ереване (они с любовью издали и сборник моих двухрояльных обработок фрагментов из балетов маэстро). Вторая же вот-вот увидит свет в Искусствоведческом журнале Академии наук Республики Армения.
На премьере балета “Гаяне” в Латвийской опере в 1976-м (ему нравилось дирижирование Саши Вилюманиса) и во время авторского камерного концерта в рижской консерватории (там тон задавал пианист старшего поколения Герман Браун) Арам Ильич намеренно усаживал меня рядом с собой, порой кое о чем шептался. Доверял!..»