#LV99плюс Заложники возвращаются домой

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Наконец-то*! Папа вернулся! Он пришел рано утром, и я не смог совладать со своей радостью. Хотелось его и обнять, и расспросить, что же случилось. Но мать была строга, и мне пришлось пообещать, что оставлю отца в покое, пока он хорошенько не отдохнет.

Уже после обеда мы с матерью вместе наконец смогли услышать отцовский рассказ. Всех арестованных в Цесисе в первый день держали в помещениях милиции до раннего утра.

Потом погнали на станцию: цесисских заложников повезли в Валку. Там их заперли в церкви, где в последующие дни появились арестованные и из других городов

Отец рассказал: чувствовал, что ему без малого оказали честь, дав возможность сидеть в одном помещении с такими уважаемыми людьми. В заложники взяли и нескольких членов отцовской партии, и видных немцев, а еще людей такого высокого ранга, как светлейший князь Ливен с супругой и даже хозяин Цесисского замка фон Сиверс. Из латышей было несколько священников, юристов и оптовых торговцев. В Валку привезли также друга отца — Тейкманиса.

К вечеру церковь уже переполнилась, но арестованные все пребывали.

В тесноте все провели ночь, полную неизвестности и страха. На следующий день — уже после обеда — заложников начали транспортировать. Всех разделили на две группы. Одну, куда попал и отец, планировали на поезде отправить во Псков, вторая должна была идти пешком.

Отцу очень повезло — именно из его группы сбежало больше всего заложников. Первым, подав пример, ушел пастор Ниедра. Ему такая возможность представилась на станции Верро**.

Многие, следившие из поезда за этим побегом, заметили, что вагоны с малозначимыми людьми большевики охраняют менее ретиво.

И при каждой возможности, когда поезд где-то останавливался, сбегали заложники.

Больше всего людей, в том числе и отец, ускользнули во Пскове, где меняли вагоны, чтобы вести заложников дальше в Петроград.

Сбежавшие небольшими группками возвращались на запад в надежде наткнуться на германских военных. Отцу это удалось.

Сперва германцы всех допросили и задержали. Но после, когда поняли, что имеют дело с жертвами большевиков, организовали транспорт в Валку. Туда отец попал поздним вечером. Ему удалось выхлопотать место в утреннем поезде в Цесис.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Отцу повезло, но заложники из второй группы, насколько он слышал, стали настоящими мучениками.

Большевики с ними не успели достаточно быстро сбежать от германцев.

И во многих случаях арестованных решали расстрелять на обочине. Услышав это, мама начала истово креститься и в который раз благодарить Бога, что тот отца защитил.

(* 1918 год, 25 февраля. Запись в дневнике.)

**Выру, Эстония

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное