#LV99плюс Военнопленные в Германии хорошо зарабатывают и помогают родным

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Мария Берза, урожденная Тишлер, 29 лет (родилась 1 декабря 1888 года).

Дочь остзейского немца-ремесленника из Кулдиги (Голдингена). Незадолго до войны вышла замуж за Ансиса Берзса, старшего сына зажиточного хуторянина. Вскоре после начала войны мужа призвали в армию и под Танненбергом он попал в немецкий плен. Семья мужа после начала германской оккупации Курземе бежала, но Мария с маленькой дочкой Анной осталась у своих родителей в Кулдиге. В рамках проекта #LV99plus она переписывается со своей сестрой Вильгельминой, живущей в Лиепае (Либау), а также делает записи в дневнике и на Facebook.

Вчера несколько дам сказали, что сегодня вечером* мне непременно стоит сходить на лекцию пастора Вебера в бывшем большом зале Лиепайского латышского театра. Пастор Вебер раньше руководил общиной в Дерпте, а сейчас взялся в Германии латышских и эстонских военнопленных опекать. Теперь же Вебер начал кампанию по сбору пожертвований.

Большой зал был переполнен, мне пришлось приткнуться в каком-то уголочке. Сам пастор говорил по-немецки, но его слова пришедшим переводили и на латышский. Сначала Вебер всем присутствующим послал сердечные приветы от пленных, которым Германия полюбилась.

По словам пастора, у них там всего в достатке. Вот только тоска по родине и близким очень гнетет.

В первый год войны было труднее всего — немцы взяли в плен почти два миллиона человек. Столько народу никто не был готов содержать. И теперь все беспорядки связаны не с равнодушием и пассивностью правительства Германии, а с очень большим числом пленных — их в общей сложности более трех миллионов.

Вебер присутствующих успокоил, что в целом у пленных все в порядке — есть свои театры, библиотеки, им устроили места для спортивных игр.

Во многие лагеря провели электричество. У каждого народа есть право на богослужения на родном языке. На этом пастор особенно задержался, рассказывая о разных происшествиях, пережитых им во время работы с пленными.

Еще пленные могут работать на земле и даже получать за это деньги.

Вебер даже сам знает тех, кто отправляет деньги близким в Балтию.

Услышав это, аудитория зафыркала. Я тоже в письмах Ансиса никогда не читала, что кому-то удалось нечто достойное внимания заработать. Долго пастор рассказывал об инвалидах войны, которые сами создают мастерские. Так они осваивают ремесла, которые потом пригодятся в гражданской жизни.

Пастор подсчитал, что в плену в Германии находятся не менее 12 тысяч солдат. Он призвал, прежде всего, жертвовать средства на поддержку пленных. И, во-вторых, отдавать книги.

Можно любую подобающую литературу передать. Главное, не про политику.

Пожертвования можно отдать еще завтра и послезавтра. С самим пастором поговорить не удалось, потому что к нему длинная очередь выстроилась. Попрошу завтра сестру, чтобы передала пару латышских книг, которые можно найти дома. Все равно она по-латышски не читает. Денег, чтобы пожертвовать, у меня, к сожалению, нет.

Начала думать об Анcисе. Он о своем положении в лагере пишет уклончиво. Хочется верить, что пастор прав, и Анcис может пользоваться хотя бы частью перечисленных благ. Пока же более месяца не получала весточки.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Последнее письмо от него пришло в конце октября. Сразу отправила ответ. Но потом новых писем от него не получала. Может быть, сейчас придет. Не написала ему, что сама в Либау. Но, если бы что-то пришло, отец определенно сказал бы. Надо отправить Ансису новое письмо, и поговорить с Вильгельминой. Возможно, удастся хоть пачку папирос или что-то съестное приложить.

(* 1917 год, 6 декабря. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное