ПЕРСОНАЖ
Мария Берза, урожденная Тишлер, 29 лет (родилась 1 декабря 1888 года).
Дочь остзейского немца-ремесленника из Кулдиги (Голдингена). Незадолго до войны вышла замуж за Ансиса Берзса, старшего сына зажиточного хуторянина. Вскоре после начала войны мужа призвали в армию и под Танненбергом он попал в немецкий плен. Семья мужа после начала германской оккупации Курземе бежала, но Мария с маленькой дочкой Анной осталась у своих родителей в Кулдиге. В рамках проекта #LV99plus она переписывается со своей сестрой Вильгельминой, живущей в Лиепае (Либау), а также делает записи в дневнике и на Facebook.
Сестра пишет*, что положение в Либау окончательно неприятным становится. Рабочие советы создали и все время бастуют.
И эти забастовки запомнившиеся еще в детстве страшные рассказы «про пятый год» ее вспомнить заставляют.
Наш захолустный Голдинген стачки не задевают — но как я детстве кровожадных революционеров боялась, я тоже помню. Сейчас в Либау все это повторяется.
Еще сестра рассказывает, что в Либау английские корабли прибыли.
Это большая эскадра, более чем из десятка кораблей состоящая. Теперь у горожан новое любимое занятие появилось — за этими кораблями наблюдать. Когда корабли в порт Либау только вошли, люди во множестве кричать «ура» и махать платочками отправились.
Потом же и до этих дней пышные приемы проходят. Чтобы англичане себя хорошо чувствовали, новые латышские городские головы все возможное делают.
У остзейцев Либау, однако, эти корабли двойственные чувства вызывают. С одной стороны, надежда, что присутствие англичан забастовкам перерасти в анархию не даст и город от большевизации убережет. С другой же — британский флаг напоминанием об унижении Германии для многих является.
ПРОЕКТ
#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.
Муж сестры, верный сторонник Германии, на корабли даже сходить посмотреть отказался. Так болезненно крах казавшегося столь привлекательным собственного будущего он воспринимает.
(* 1918 год, 10 декабря. Запись в дневнике.)