#LV99плюс В Голдингене говорят — Ригу освободили немцы, и вернулся дух Реформации

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

 

ПЕРСОНАЖ

Мария Берза, урожденная Тишлер, 29 лет (родилась 1 декабря 1888 года).

Дочь остзейского немца-ремесленника из Кулдиги (Голдингена). Незадолго до войны вышла замуж за Ансиса Берзса, старшего сына зажиточного хуторянина. Вскоре после начала войны мужа призвали в армию и под Танненбергом он попал в немецкий плен. Семья мужа после начала германской оккупации Курземе бежала, но Мария с маленькой дочкой Анной осталась у своих родителей в Кулдиге. В рамках проекта #LV99plus она переписывается со своей сестрой Вильгельминой, живущей в Лиепае (Либау), а также делает записи в дневнике и на Facebook.

Милая сестрица!*

Доставили ли в твоей семье минувшие праздники хоть одну светлую минуту?

У меня, со всеми моими тревогами, настроение вовсе не праздничное. Но отец сказал, что нужно. С утра долго препирались, пока отец не добился своего и я не отправилась с ним в церковь слушать праздничную проповедь. Пастор сказал, что ныне

правительство кайзера, словно 400 лет назад Лютер, принесет реформы на восток Европы. Да и в Ригу после освобождения вернулся дух реформации.

Мне такие политические речи в храме совсем не по душе…

После проповеди отправились в городской театр, смотреть спектакль «Лютер». Офицеры уже больше недели всем, кто только готов был слушать, рассказывали, что будет выдающееся представление, а труппа прибудет из самого Берлина. Занавес поднялся, оказалось, разумеется, что никакая труппа из Берлина не приехала. Роли играли размещенные в городе немецкие солдаты. У исполнителя главной роли был и явственный драматический талант, и опыт, но вот только об остальных актерах этого сказать нельзя, и в репликах своих они часто путались. Именно в выборе актеров, или же скорее следует сказать, единственной актрисы, и крылась кульминация представления.

В третьем акте в действие должна была включиться любимая Лютера, Катрина. И вот тут и развернулся настоящий скандал.

Поначалу я не поняла, отчего после выхода Катрины на сцену в зале начались громкая возня и шушуканье, в котором я разобрала имя «Клара». Роль Катрины получила уличная девка Клара. Дамы постарше демонстративно встали и зал покинули, а приятель отца Иоганн принялся смеяться в голос. Собравшиеся офицеры выглядели совсем растерявшимися, а один из фельдфебелей стал в голос орать на бедных актеров.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Отец получил приглашение еще и на торжество в ратуше. Если в начале дня я сказала отцу категорическое «нет» относительно того, чтобы идти туда, то сейчас возникла интрига. Может быть, кто-нибудь сможет рассказать побольше о конфузе в театре? Отец очень обрадовался, что я пойду с ним. На приеме нас ждал необычно хорошо для этих времен накрытый стол. На столах было НАСТОЯЩЕЕ мясо. Единственная проблема — чтобы попасть ко всем этим дарам, пришлось слушать длинные и скучные речи о новом порядке и ситуации в разных секторах фронта. Когда все в конце концов оказались за столом, кажется, лишь отблески былых хороших манер удержала гостей от того, чтобы не сожрать, словно звери, поданные шницели. Каждый мог получить еще по три стакана пива, и это обстоятельство способствовало говорливости. Как

оказалось, Клара охмурила офицера, которому была поручена постановка.

Поскольку офицер со своим подразделением был направлен сюда лишь недавно, у него не было представления о прежних профессиональных похождениях Клары.

А сегодня меня мучает совесть: вчера я пировала, а Ансис страдает на чужбине.

У вас в Либау тоже показывали пьесу «Лютер»? И принесли ли праздники хотя бы лучик света в жизнь детей?

Отец велел передавать вам всем привет.

Твоя Мария.

* 1917 год, 1 ноября, письмо сестре Вильгельмине

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное