#LV99плюс Участники парада шли по Цесису голодными

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Картофельный суп — это вкус нашей победы*. В другое время показалось бы скромновато. Но сейчас, когда мы уже пару недель лопаем только бобы (да и то — если повезет со снабжением), картофельный суп — королевская пирушка. Я наслаждался каждой ложкой!

Все предыдущие дни спутались. Утро, вечер, день и ночь — во время боя все одинаковое. Иногда все случается ужасно быстро: крикнут — стреляй, крикнут — ложись, крикнут — беги. А когда ждешь, смешиваются тревога и скука. В такие моменты кажется, что лучше уж бежать и стрелять. 

Позавчерашний день мы провели в таком оцепенении. Сидели на позициях, слушали вдалеке шум боя, беспокойно ждали, когда и нас бросят туда. В какой-то момент один из наших вспомнил, что мы не ели. Я тоже сообразил, что оголодал. Но до вечера надо было держаться на одном заначенном кусочке хлеба. О нас забыли. 

И вдруг уже после сумерек пришел приказ — идти в Цесис. Мы построились в колонны и потопали. Я шагал и думал о доме, маме и отце. Сначала — как прекрасно будет их вновь увидеть. Но тут один из наших показал: над Цесисом — зарево. Город горит!

Приятные мысли о доме сменились страхом и беспокойством. Но оцепенеть от ужаса не получилось: над головой засвистели пули. Мы бросились в придорожную канаву. Некоторые даже палили, пока не получили приказ прекратить огонь, лежать и ждать. Я стиснул винтовку и слушал, как впереди перекрикиваются офицеры. Стреляли наши. Мы опять построились — и вперед. 

Чем ближе к Цесису, тем ярче отблески пламени. Уже после рассвета у города нам приказали привести себя в порядок и объявили, что мы маршируем по городу парадом. Вроде надо радоваться, но клубы дыма над Цесисом не давали покоя. На лицах других местных отражались схожие мысли, а валмиерцы уже веселились. 

Мы маршировали по Рижской улице. Горожане встречали нас цветами, песнями и радостными криками. Но я видел, что многие дома пострадали от артиллерийского обстрела и все мысли были только о семье. Я поедал глазами лица стоящих на улице. Хоть бы они там были! Время от времени кто-то из колонны на миг выбегал к своим — поздороваться. Хоть бы побыстрее пришла моя очередь!

Тут я увидел маму — и сразу побежал. Отец тоже стоял рядом. Я обнял их, поцеловал, но затягивать нельзя было: вырвался из маминых рук, сказав только, что надо закончить парад. Я вернулся в строй и сразу почувствовал счастье и восторг. 

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Наш путь лежал к первым местам боев у поместья священника. Толпа встречающих редела, на место воодушевлению пришел мучительный голод. К концу марша я думал только о пайке. Едва мы сбросили винтовки и снаряжение, последовал крик — парни, обед! И настоящее чудо — картофельный суп вместо бобов! Когда голод утих, я мыслями вернулся к семье. Мечтал об одном — чтобы сегодня разрешили переночевать дома.

(* 1919 год, 24 июня. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное