ПЕРСОНАЖ
Сара Минц, 33 года (родилась 18 ноября 1884 года), вдова резекненского лавочника. Овдовев совсем недавно, растит трех детей и они — главная ее забота и тревога, хотя волнуется она и за двух своих младших братьев, воюющих в царской армии. Сестра Сары живет в Даугавпилсе. Сара пишет письма и ведет дневник. В рамках проекта #LV99плюс у нее также есть профиль в Facebook и она иногда участвует в Facebook-группе «Попасть в историю с Rus.Lsm.lv».
Ой-вей, Фирочка, только не спрашивайте*, что мне сделало такое настроение, что я плачу. А то таки спросить не успеете — я сей же секунд кричать начну! Нет, что вы, не на вас, дай вам Б.г дожить до 120 лет в здоровье и не узнать, как я кричать умею...
Это война решила сделает нам новый цорес, как будто кайзера-шмайзера и царя-шмаря нам мало было. Да, Фирочка, уходят германчики. И пыль за ними осесть не успеет, как таки начнут хозяйничать большевики — опять эта саранча египетская на наши бедные головы, и глад, и мор, и рек-ви-зи-ции! Те наши, у кого карманы потолще, уже устраивают гройсе панику, а на них глядя, и православные с католиками. Вон, ихний латышский пробст Ранцанс... Пробст? Ну у крещёных пробст — вроде как особо уважаемый раввин, да...
Так этот ребе Ранцман своих священников собрал, и они таки решили, что делать нечего и что надо написать германцам прямо в пра-ви-тель-ство, мол, оставьте армию, нам ваша армия таки нужнее, чем вам и даже спасибо вам в шляпу, только не делайте нам тут большевистский рай.
А если таки откажут, говорит этот Ранцман, надо хватать последнее и бежать. Фирочка, они таки тоже пока еще не сделались в голове больные и жить не перехотели. Кто с той России вернулся, так пугает за попов, что я почти рада быть бедной еврейкой с тремя голодными ртами, а не ксендзом с прихожанами.
Таки ваша правда, Фирочка, я знаю за этих шайзеров. Но не делайте панику, у вас голова ясная, в вашем-то почтенном возрасте. Вот давайте таки подумаем за дело. Что и мы у этих бандитов не в чести, не новость. Говорят, большевистские прихвостни хотят нас, честных ком-мер-сан-тов, обокрасть. Не дай Б.г, не просто вломятся в лавку, а устроят погром! Что таки будет с моими кровинками?!
(1918 год, 10 октября. Дословная запись рассказа Сары пожилой соседке Фире.)