#LV99плюс Рижский театр вернулся с ералашем по «Фаусту»

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Николай Балашов, 45 лет (родился 12 июня 1872 года).

Интеллектуал, член партии кадетов. До войны был преподавателем русского языка и истории в Academia Petrina (Митавской мужской гимназии). В 1915 году гимназию эвакуировали в Таганрог. Николай, однако, остался в городе — из-за жены, балтийской немки Эмилии, которая уезжать не хотела. Николай — один из немногих русских, оставшихся в Елгаве (Митаве) и после ее занятия немецкими частями. В рамках проекта  #LV99плюс Николай время от времени делает заметки в дневнике и записи в Facebook.

Сегодня* в Риге невзначай встретил Юминьша. Он, приметив мою обувь, расплылся в улыбке: «Чтобы их вернуть, и правда стоило попотеть». Выглядел он решительно довольным жизнью. Война в наших краях скоро закончится, и мирный договор Германии с Россией обеспечит возможность неплохого заработка. Каждая сторона в чем-то нуждается, и, пока в России царит беспорядок, перевозить товары через границу будет легче легкого. 

Юминьш предложил приобрети два билета на спектакль — для меня и Эмилии. В Рижском латышском театре впервые с начала войны давали «Фауста».

Сам Юминьш побывал на премьере в минувшее воскресенье. Это еще и самая амбициозная постановка в Риге с начала войны — с масштабной сценой.

С ней же на премьере было связано и огромное неудобство. Что-то произошло при смене декораций, и представление затянулось на четыре с лишним часа. 

Я спросил, какого «Фауста» ставили — Гете или Марло. Ни того, ни другого, посмеялся Юминьш. Пара мест из Гете, кое-то из Марло, и очень много сам автор — Зелтмашс — присочинил. 

Например, в постановке есть грандиозная сцена с танцем ведьм в Вальпургиеву ночь. Там немало мест, чтобы происходящее затянуть. Кое-где даже чрезмерно, поэтому при следующей постановке многие сцены выбросят. 

Рассказав это, Юминьш спросил: «Поведет ли господин свою даму в театр?». Я вежливо отказался, пояснив, что мне 21 декабря необходимо посетить концерт в Латышском обществе содействия образованию. Непросто будет получить еще одно разрешение для Эмилии на путешествие поездом. Да еще и в воскресенье. Юминьш ответил, что радуется моему включению в рижскую культурную жизнь, но, не посетив спектакль, я многое потеряю.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Я с Юминьшем, конечно, не поделился, что латышский театр нам с Эмилией не по сердцу. Есть пара неплохих писателей и драматургов, но все равно — нет той глубины, что в европейских пьесах. Будь это еще новое сочинение Райниса или постановка исключительно «Фауста» Гете. Хотя и «Фауста» слушать по-латышски — совсем не то. Только по-немецки удается приобщиться к гению Гете. Хотя и слушая произносящееся со сцены, упускаешь часть той радости, что чувствуешь дома, уютно устроившись у камина и перечитывая бессмертные строки.

(* 1917 год, 14 декабря. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное