#LV99плюс По амнистии выпустили не всех политзаключенных

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Социал-демократы с первого же дня*, как перешли на легальное положение, стали требовали освободить всех политических заключенных. И германские солдатские советы, и Временное правительство, и даже германский уполномоченный Винниг клялись немедленно выполнить требование.

Но прошел почти месяц, как в Германии победила революция, а многие еще томятся в неволе.

Один мой знакомец, которого германцы посадили в карцер Усть-Двинской крепости, уже 24 ноября узнал о скорой амнистии. Правда, перед амнистией заключенных вздумали провести через лагерь военнопленных. Это арестантов испугало, они обсудили положение и решили — люди из камер не выйдут, если за амнистией не проследят представители Временного правительства и солдатских советов.

Надзирающие за местами заключения сперва на требование согласились, однако на следующий день к карцерам пришла целая рота солдат.

Они силой выгнали заключенных из карцеров и приказали сесть на корабль.

Так их привезли к другой тюрьме, где и разгорелся конфликт. Заключенные заявили, что в камеры больше не пойдут. Сперва германцы пообещали, что внутри придется провести всего одну ночь — а утром всех освободят. Толпа отказалась подчиниться, пока не позовут представителей Временного правительства. Офицеры на секунду отошли посовещаться, а вернувшись объявили: Временному правительству позвонили, амнистия будет этим же вечером. Надо, мол, только на минутку зайти в тюрьму «погреться».

Заключенные начали громко протестовать, и германцы не постеснялись применить силу. Самые громкие выступавшие, в том числе какой-то эстонский священник, получили изрядную трепку. После этого всех загнали в камеры, но тем же вечером вновь вывели наружу, чтобы объявить: приказано их опять перевезти. Несмотря на протесты, в ночном мраке и холоде всех загнали в вагоны для скота. Лишь внутри люди узнали, что их повезут во Псков.

На счастье и моего знакомца, и других политических, о чудовищных условиях узнал Валкский совет рабочих.

Его члены у себя на станции состав остановили и потребовали немедленно освободить пленных. После долгих переговоров германцы согласились — всех выпустили. Те, кто из Эстонии или Видземе, уже были недалеко от дома. А рижанам и курземцам как-то требовалось добраться до родного порога.

Уже в поезде домой мой знакомец узнал, что документы об амнистии не готовы — и в Риге ему может грозить арест. Посовещавшись с товарищами, он решил, что снова за решетку не хочет — и сошел на Рамоцкой**, где провел неприятную ночь, а на следующий день с обозом добрался до Риги.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Он рассказал: хоть и чувствовал себя в тот момент совершеннейшим глупцом, по приезду в город узнал, что остальных арестантов уже на станции вновь взяли под стражу и посадили в тюрьму. Часть потом выпустили, но остальные так и не получили амнистии.

(* 1918 год, 4 декабря. Запись в дневнике.)

** С 1919 года — Иерики

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное