#LV99плюс Крестьяне продают хутора и бегут в Россию

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Мария Берза, урожденная Тишлер, 29 лет (родилась 1 декабря 1888 года).

Дочь остзейского немца-ремесленника из Кулдиги (Голдингена). Незадолго до войны вышла замуж за Ансиса Берзса, старшего сына зажиточного хуторянина. Вскоре после начала войны мужа призвали в армию и под Танненбергом он попал в немецкий плен. Семья мужа после начала германской оккупации Курземе бежала, но Мария с маленькой дочкой Анной осталась у своих родителей в Кулдиге. В рамках проекта #LV99plus она переписывается со своей сестрой Вильгельминой, живущей в Лиепае (Либау), а также делает записи в дневнике и на Facebook.

Пока одни беженцы невероятно рады домой после долгого отсутствия* вернуться, другие думают, что трава по ту сторону забора зеленее. Конец боев с большевиками возможность ехать на поиски счастья в Россию дал.

Некоторые пережившие войну в Курляндии латыши считали, что в бывшей империи свободы больше, жалованье выше, еду найти проще, или пропавших близких отыскать рассчитывали.

Конечно, не все, кто так думал, уехал. Одних беженцы переубедили, другие же в дальний путь отправляться не захотели. Однако некоторые даже хутора продали, чтобы Курляндию покинуть. Совсем недавно я историю об одном бауэре из Леел-Эсерской волости слышала. Семью его война разделила: оба сына по ту сторону фронта остались.

Хоть какие-то сведения об их судьбе невозможно было получить, поэтому крестьянин в пугающей неизвестности мучился.

Он к тому же новым порядком в Курляндии доволен не был, и при любой возможности германцев проклинал. Жизнь в Курляндии ему невыносимой казалась.

Поэтому, когда долгожданный конец войны пришел, крестьянин случай свое хозяйство продать и в Россию отправиться принялся искать. Когда сделка совершилась и только в поезд сесть оставалось, оба сына сами домой явились.

Они решению отца чрезвычайно удивились. Сами они от царящего в России хаоса бежали и на родину вернулись, и об утрате отчего дома узнали.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

От сыновей бауэр узнал, что в России совсем не так хорошо, как он думал, и дети ничуть туда возвращаться не хотят. Семья воссоединилась, но проданный хутор не вернуть.

(* 1918 год, 3 августа. Запись в дневнике.)

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное