Из истории Лиепаи: Как Владимир Ильич стал колокольчиками

Обратите внимание: материал опубликован 4 года и 3 месяца назад

Утром 23 августа 1991 года, в годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа, Лиепайское отделение Народного фронта Латвии устроило пикет возле Дома офицеров Балтийского флота. В тот же день на волне воодушевления народ снес памятник Ленину. Позже бронзового отставного вождя переплавили на колокольчики, все средства от их продажи идут на благотворительность.

Памятник Ленину работы скульптора Альберта Терпиловского был установлен в Лиепае на столетие вождя мирового пролетариата — к 22 апреля 1970 года. До этого на месте памятника Ленину и площади его же имени был сквер. А еще раньше, до войны, здесь была плотная застройка, Лиепая очень сильно пострадала от бомбежек Второй мировой.  

Перед тем, как начать рассказ о событиях 23 августа 1991 года в Лиепае, надо сказать о настроениях, которые к тому времени нарастали в городе.  

«В 1989 году мы наше Лиепайское отделение Народного фронта решило принять участие в параде 7 ноября — показать, что это за сила, Народный фронт, — вспоминает о событиях того времени руководитель филиала Лиепайского музея «Лиепая в оккупационных режимах» Сандра Шениня, тогда — одна из активисток НФЛ.  — Тогда ведь всем предприятиям надо было участвовать в этой демонстрации. И все проходили мимо памятника Ленину до улицы Зивью, а потом наши быстро бежали назад, на площадь Карлиса Зале... как же она тогда называлась...». Мы с Сандрой во время разговора так и не вспомнили, пришлось позже искать. В советское время это была площадь 17 июня.

Итак, демонстрация 7 ноября. И вот — идет колонна Народного фронта. Впереди — знаменосец с флагом Латвии, девушки и парни в народных костюмах, люди с плакатами и снова флагами... На одной из фотографий виден военный оркестр, на другой — совсем чуть-чуть — люди на трибуне. «И наша колонна была самой большой тогда! Мы показали, что «Вам придется с нами считаться, мы сила!». Я тогда была просто в шоке — как же нас много! Как люди бежали, чтобы успеть пройти в нашей колонне!», — вспоминает Сандра.

Тогда Народный фронт набирал силу по всей Латвии, выиграл несколько выборов — и, главное, в 1990-м получил большинство в Верховном Совете в 1990-м, благодаря чему и была принята Декларация о восстановлении независимости. Все это время памятник Ленину спокойно стоял на площади, никто на него еще не покушался.

16 ноября 1990 года была устроена, как считает Сандра Шениня, фактически провокация — возле памятника поставили военную охрану с двумя БТРами, а в Доме офицеров Балтфлота (сейчас это, как и было изначально, Дом латышского общества) разместили 40 морских пехотинцев. Газета Liepājas Vārds тогда писала, что были несколько столкновений, во время которых пострадала городская молодежь. Самая опасная ситуация сложилась 18 ноября 1990-го, когда в центр города вернулись участники факельного шествия к Северному кладбищу. Кто-то призвал идти к Ленину, организаторы шествия этого не допустили — возле Дома офицеров стояли военные с оружием.

Странно, что постоянное присутствие бронетехники в центре города в течение такого долгого времени не сохранилось в памяти... Единственное внятное объяснение — Лиепая слишком долго была военной закрытой базой, военные как-то примелькались. 7 декабря 1990 года газета Liepājas Vārds писала, что в Лиепае и окрестностях дислоцировано 345 воинских частей. И приводился список с перечислением кораблей и «сухопутных» воинских частей.

23 августа 1991 года, на следующий день после того, как в Москве провалился позорный августовский путч, правление Лиепайского отделения Народного фронта приняло решение в 7:00 начать пикет возле Дома офицеров. «Это ведь была годовщина подписания пакта Молотова-Риббентропа. А тут как раз накануне охрану от памятника Ленину убрали, и мы перешли туда. Это был тот момент, когда настроения были — ну всё, хватит уже, мы хотим свою независимую страну, чтоб не стояла чужая бронетехника в центре города. Решение снести памятник возникло сразу. Сегодня такое вряд ли было бы возможно — посмотри на фотографии, сколько народа! А если бы стропы не выдержали и этот истукан рухнул бы в толпу?! Никаких мыслей о безопасности. Сейчас бы сначала всё тщательно рассчитали. Но тогда мы действительно об этом не думали. Просто хотели, чтобы этот памятник больше не стоял там», — рассказывает Сандра.

Выяснилось, что памятник весит 12 тонн, значит, нужна и техника соответствующая. Стали искать. Одно предприятие отказалось, другое... Нашли мостовой кран грузоподъемностью 18 тонн в Лиепайском строительном тресте. «Руководство вроде и соглашалось, но не хотело брать на себя ответственность. В итоге договорились непосредственно с крановщиком», — говорит Сандра.

Демонтаж памятника начался в шесть вечера. Возиться пришлось долго, Ленин никак не хотел спускаться на землю. Пока закрепили стропы, пока добились нужного натяжения... «Думали, что просто надо поднять его и убрать. Оказалось, он надежно прикручен к постаменту огромными болтами, с ними тоже пришлось повозиться. А люди вокруг стояли и скандировали “Слезай, слезай!”», — вспоминает Сандра.

Памятник погрузили на платформу и увезли на территорию асфальтобетонного завода.

Там уже на следующее утро он оказался без пальца — кто-то отпилил. Почти наверняка — просто на память, ибо «охота за цветметом» началась все-таки несколько позже.

Что делать со снесенным монументом? Сначала, еще в 1992 году, его хотели продать целиком. Но тогда все сносили памятники и предложение многократно превышало спрос. И вот тут на сцену выходит баронесса Валтраут фон Тизенгаузен — урожденная лиепайчанка, балтийская немка, чья семья еще до войны была вынуждена покинуть Латвию. Впервые она посетила Лиепаю в 1990 году. Баронесса долгие годы возглавляла общество балтийских немцев в Дармштадте и организацию друзей Лиепаи, еще с конца 1980-х принялась налаживать связи между Дармштадтом и Лиепаей (в 1993-м города стали побратимами). Валтраут фон Тизенгаузен очень многое сделала на ниве благотворительности, помогая лиепайским старикам, сиротам, инвалидам. В этом году, 11 мая, баронесса отметила 80-летний юбилей.

Самой «звонкой» ее идеей остаются «ленинские колокольчики». Именно Валтраут фон Тизенгаузен предложила — раз уж не удается монумент продать целиком, давайте переплавим его на колокольчики. А деньги направим на благотворительность. «Один из лиепайских фотографов отвез баронессу на склад, где лежал памятник. Там у госпожи фон Тизенгаузен и родилась эта идея», — рассказала Сандра Шениня.

Бронзовый монумент вывезли в Германию по личному разрешению тогдашнего премьер-министра Латвии Ивара Годманиса. Самоуправление Дармштадта и министерство финансов земли Гессен выделили по пять тысяч дойчмарок на транспортировку статуи и ее переплавку.

Всего было отлито 500 настольных колокольчиков — высотой в 15 см вместе с рукояткой, которая с одной стороны украшена гербом Лиепаи, на другой стороне — профиль Ленина. Каждый заботливо упакован в деревянный ящичек. К колокольчику прилагается сертификат — ведь у каждого свой уникальный номер. К примеру, колокольчик №1 был подарен тогдашнему мэру Лиепаи Улдису Сесксу. А в филиале Лиепайского музея «Лиепая в оккупационных режимах» автор Rus.Lsm.lv сфотографировал колокольчик №47. Еще один сейчас занят — работает экспонатом на выставке «Жизненные истории в тени красного террора».

Небольшое отступление — математическое. Итак, выше упоминался вес памятника Ленину — 12 тонн. Очевидно, с постаментом. Потому что затем фигурирует вес самого монумента в 6-7 тонн (по ссылке ниже указан вес в 6,5 тонн и нет никаких оснований не доверять педантичным немцам). Делим на 500... 13 килограммов один колокольчик?! Он, конечно, тяжелый, но не до такой же степени! Где остальное? Никакой информации найти не удалось. Домысливать не хочется, так что вопрос остается открытым.

Колокольчики начали отливать в 1997-м, Дармштадт и земля Гессен выделили тысячу марок на популяризацию идеи благотворительного приобретения колокольчиков. Сначала «ленинский колокольчик» продавался только в Германии и стоил 500 бундесмарок, позже появилась возможность приобрести его и в Лиепае — по 140 латов за штуку. Все вырученные средства баронесса Валтраут фон Тизенгаузен передавала и передает лиепайским учреждениям на конкретные благие цели — к примеру, на оборудование душевых и туалетов в Лиепайской специальной школе-интернате, ремонт крыши в Центре ухода за детьми-сиротами, устройство небольшого сада возле Лиепайского дома престарелых... Колокольчики всё еще продаются, стоят 260 евро (все подробности здесь https://liepaja-glocken.de/). Тут же можно найти и отчет о том, куда направлены вырученные средства, в общей сложности 25 тысяч дойчмарок и 12 тысяч евро.

Да, девиз сайта: «Ленин вынужден делать добрые дела».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное